Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Урок экономики в 10-м классе
Автор(ы): Кузнецова Наталья Александровна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ УРОКА: 1). Познакомить учащихся с понятиями “маржинальный”, “убывание маржинальной отдачи”, “маржинальный анализ”. 2). Провести моделирующее упражнение для демонстрации действия закона убывания маржинальной отдачи и проанализировать его. 3). Закрепить новую тему: самостоятельная работа. 4). Подвести итоги урока. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ: специализация и разделение труда, маржинальный, маржинальный анализ, убывание маржинальной отдачи. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА: Ножницы 1 шт., фломастеры: красный 1 шт., чёрный 1шт., зелёный 1 шт., бумага формата А4, колокольчик, скотч, таблица для подсчета, таблица “Закон убывания маржинальной отдачи”. Для каждого ученика – рабочий листок, оценочный лист. ПЛАН УРОКА: 1.Вводная часть - актуальность темы. 2. Теоретическая часть – объяснение. 3. Практическая часть – - Производство пиццы.
- Проведение маржинального анализа.
4. Закрепление новой темы – маржинальный анализ. 5. Самостоятельная работа. 6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание. ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА 1. Учитель: Каждый день нам неоднократно приходится делать выбор для того, чтобы принять рациональное решение и избежать непредусмотренных последствий. Следует ли нам, потребителям, купить больше или меньше какого-то товара? Следует ли фирме производить больше или меньше единиц продукции? Любое решение имеет свою ценность, которая может быть выражена через альтернативную стоимость, а в производственной деятельности через маржинальные величины. Сегодняшний урок посвящён этим понятиями: “Закон убывания маржинальной отдачи”. 2. Учитель: Маржинальные величины связаны с понятием “маржа” - это французское слово, в переводе означает “дополнительное поле”. Например, в ваших тетрадях дополнительным полем являются поля. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с такими понятиями как “маржинальный”, “убывание маржинальной отдачи”, “маржинальный анализ”. В экономике термин “маржинальный” относится к дополнительному производству товара. Мы будем производить товар, который вы, наверное, пробовали – пиццу, подсчитаем маржинальный продукт и проанализируем ситуацию. Для закрепления темы вы выполните несложную самостоятельную работу, в конце урока мы подведем итоги, и вам будет задана небольшая домашняя работа. Данный урок является вводным в изучение темы: “Теория фирмы”. 3. Учитель: Сегодня я открываю фабрику по производству пиццы. А вы примите участие в её производстве. Вопрос учащимся: вспомните тему “Производство” и объясните, что такое факторы производства. В нашем случае на “фабрике” пиццы факторами производства являются: “тесто” - листы белой бумаги, “колбаса” - красный фломастер, “оливки” - чёрный, “огурцы” - зелёный, “фабрика” - рабочее место (границы, за которыми будут следить мои помощники), “печка” - звонок, а рабочими будете вы. Кроме того, не забывайте, что границы “фабрики” ограничены. (В данном случае территорию можно обозначить с помощью скотча) Учитель показывает, как производить пиццу. Процесс приготовления пиццы на вашей “фабрике” выглядит так: двойной лист согнуть пополам, потом еще раз пополам, обрезать в виде круга. Красным фломастером нарисовать 5 кружков “колбасы”, зеленым – 3 кружка “огурца”, черным – 5 “оливок”. Звонок! Громко сказать: “Пицца “Готова!” Время на производство 1 мин. После этого я проверяю и отбраковываю некачественные пиццы, т.е. те, которые не соответствуют стандарту. У вас на столах рабочие листы с “Таблицей данных о производстве пиццы”, (См. приложение № 1) куда мы будем заносить данные после каждого раунда игры. Во время игры мы заполняем только 1 и 2 колонку таблицы, а после игры вместе заполним 3 колонку и проведем маржинальный анализ. Приглашаются три добровольца. В первом раунде работники всю работу делают от начала до конца сами. Обратите внимание на обозначенные границы фабрики. Заходить за них запрещается! Во втором и последующих раундах учащиеся работают, разделяя обязанности. Учитель проводит раунды до тех пор, пока максимальное количество учащихся не окажутся на “фабрике”. В нашем случае их 15 (См. таблицу на доске). ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДСТВА ПИЦЦЫ Количество работников 1 | Общее производство (количество пицц после раунда) 2 | Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства 3 | 0 | 0 | | 3 | | | 6 | | | 9 | | | 12 | | | 15 | | | 4. Учитель: Давайте теперь проанализируем свою работу. Посмотрите на колонку 3 “Маржинальное (дополнительное) производство”. Маржинальное производство представляет собой дополнительный выпуск пиццы, произведенный при добавлении одного или нескольких рабочих. Давайте подсчитаем дополнительный или маржинальный продукт и заполним колонку 3. Учитель просит одного ученика сообщить данные в 3 столбике. Обсуждение проведенной работы. - Сколько дополнительных пицц получилось после 1 раунда? 2 и т.д.? Почему? Как вы пришли к этому решению?
- Как изменилось количество пицц по сравнению с 1 и 2 раундом? Почему? Что такое специализация?
- Как менялось количество производимых пицц при увеличении числа рабочих?
- Что происходило с маржинальным продуктом?
- Как вы думаете, почему с определенного момента маржинальный продукт начал увеличиваться?
- Когда не выгодно нанимать дополнительных рабочих?
- Почему уменьшается данные в ст.3, когда в ст. 2 они увеличиваются?
Вывод: следовательно, при привлечении к производственному процессу дополнительных учеников, которые смогли разделить труд и ввести специализацию, увеличилось производство пицц. Это привело к увеличению маржинальной отдачи, т.е. дополнительные рабочие увеличивали производство в большей степени, чем предшествующий работник. Вопросы для учащихся:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.14 | Просмотров: 1680
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|