Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции


Автор(ы): Рабинович Инесса Марковна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин социально-педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста.
По мнению Овчаровой Р.В. [5], социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок.
Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка [5].
Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [5].
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте, по мнению того же автора, являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими [5].
Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой [5].
Социальные педагоги считают [7], что в любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. И даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам.
Шипицына Л.М. с соавторами [3] отмечает, что обнаруживается так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.
Социально запущенные учащиеся не только имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностых ориентаций и социальных установок [1].
Один из источников предупреждения социальной дезадаптации – формирование должных ценностей. Существенную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья.
С точки зрения ряда авторов [8] [9], именно семья создает условия для предупреждения дезадаптации, т.к. обладает мощным адаптационным потенциалом. Кроме того, именно семья превращается в один из самых важных источников формирования ценностных ориентаций детей и подростков [9].
Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет [10]. Согласно взглядам социальных педагогов [8], семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.
В монографии Л.М. Шипицыной с соавторами [4] отмечалось, что острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи.
Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:
  • резким социально-экономическим расслоением общества;
  • постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • ростом скрытой и явной безработицы;
  • нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
  • ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий [4].
Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:
  • кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  • причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:
  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.
В общеобразовательной школе Кировского района города Санкт-Петербурга проводились исследования во 2 классе, обучающемся по системе Л.В.Занкова, и во 2 классе, обучающемся по обычной программе. Возраст детей, обучающихся в этих классах, от 8 лет 2 месяцев до 10 лет 2 месяцев.
Социальный состав учащихся в обоих классах примерно одинаков, большая часть детей относится к группе риска по различным социальным причинам (Таблица 1).
Таблица 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2 Б
(экспериментальный)
2 А
(обычный)
1. Кол-во человек 28 28
- мальчиков 14 12
- девочек 14 16
2. Семья
- неполная 7 8
- полная 21 20
- опекуны 0 2
- отчим 8 3
3. Кол-во детей в семье
- один 14 16
- два 12 9
- многодетная (от 3-х) 2 семьи (по 3 ребенка.) 3 семьи (по 3, 4, 5 детей)
4. Другая национальность + дети “билингвы” 5 чел. (поляк, казах, белорус, азерб.(2)) 5 чел. (арм., поляк, укр., абх., фин+евр.)
5. Пьющие родители 8 человек 6 человек
6. Образование родителей
- высшее 12 17
- ср.спец. 23 17
- среднее 10 5
- нез. высшее 2 2
7. Не работают по специальности 22 16
8. Не работают 14 9
- не найти 5 4
- не хочу 1 0
- не здоров 1 1
- домохозяйка 7 4
Поступление детей в данные классы проводилось без предварительного отбора, но в начале первого класса школьным психологом в процессе диагностического исследования с помощью “Экспресс-диагностики готовности к школе” (Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой; - М.: Генезис, 1999. 48 с.) было выявлено, что 2/3 детей каждого класса не были подготовлены к школе (не знали букв, не умели считать в пределах 10, не владели монологической речью).
Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. И все, что ценностное сознание ребенка будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье. Во-вторых, профессиональная задача каждого педагога – нести знания и формировать умения в своей специфической области, и все остальное неизбежно оказывается на периферии его внимания. В-третьих, имея десятки, если не сотни учеников, учитель не может общаться с каждым, как с целостной, своеобразной, уникальной личностью.
Родителям диагностируемых классов была дана возможность ответить на ряд вопросов, выявляющих детско-родительские отношения [7]. В результате проведенной работы был получен следующий результат – на нижеуказанные утверждения родители дали положительный ответ:
  1. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  2. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Мой ребенок часто неприятен мне.
  5. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  6. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  7. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  8. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  9. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  10. Я не доверяю своему ребенку.
  11. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  12. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов, – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Ведущий путь воспитания – это организация образа жизни семьи, это подражание ребенка поступкам и действиям родителей. Для того чтобы изменить поведение ребенка и его с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.15 | Просмотров: 2427

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340