Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции
Автор(ы): Рабинович Инесса Марковна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин социально-педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста. По мнению Овчаровой Р.В. [5], социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка [5]. Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [5]. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте, по мнению того же автора, являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими [5]. Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой [5]. Социальные педагоги считают [7], что в любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. И даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Шипицына Л.М. с соавторами [3] отмечает, что обнаруживается так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Социально запущенные учащиеся не только имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностых ориентаций и социальных установок [1]. Один из источников предупреждения социальной дезадаптации – формирование должных ценностей. Существенную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья. С точки зрения ряда авторов [8] [9], именно семья создает условия для предупреждения дезадаптации, т.к. обладает мощным адаптационным потенциалом. Кроме того, именно семья превращается в один из самых важных источников формирования ценностных ориентаций детей и подростков [9]. Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет [10]. Согласно взглядам социальных педагогов [8], семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. В монографии Л.М. Шипицыной с соавторами [4] отмечалось, что острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи. Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов: - резким социально-экономическим расслоением общества;
- постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
- ростом скрытой и явной безработицы;
- нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
- ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий [4].
Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: - кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
- причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают: - сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- пьянство родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- типичные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности подросткового возраста и др.
В общеобразовательной школе Кировского района города Санкт-Петербурга проводились исследования во 2 классе, обучающемся по системе Л.В.Занкова, и во 2 классе, обучающемся по обычной программе. Возраст детей, обучающихся в этих классах, от 8 лет 2 месяцев до 10 лет 2 месяцев. Социальный состав учащихся в обоих классах примерно одинаков, большая часть детей относится к группе риска по различным социальным причинам (Таблица 1). Таблица 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ | 2 Б (экспериментальный) | 2 А (обычный) | 1. Кол-во человек | 28 | 28 | - мальчиков | 14 | 12 | - девочек | 14 | 16 | 2. Семья | | | - неполная | 7 | 8 | - полная | 21 | 20 | - опекуны | 0 | 2 | - отчим | 8 | 3 | 3. Кол-во детей в семье | | | - один | 14 | 16 | - два | 12 | 9 | - многодетная (от 3-х) | 2 семьи (по 3 ребенка.) | 3 семьи (по 3, 4, 5 детей) | 4. Другая национальность + дети “билингвы” | 5 чел. (поляк, казах, белорус, азерб.(2)) | 5 чел. (арм., поляк, укр., абх., фин+евр.) | 5. Пьющие родители | 8 человек | 6 человек | 6. Образование родителей | | | - высшее | 12 | 17 | - ср.спец. | 23 | 17 | - среднее | 10 | 5 | - нез. высшее | 2 | 2 | 7. Не работают по специальности | 22 | 16 | 8. Не работают | 14 | 9 | - не найти | 5 | 4 | - не хочу | 1 | 0 | - не здоров | 1 | 1 | - домохозяйка | 7 | 4 | Поступление детей в данные классы проводилось без предварительного отбора, но в начале первого класса школьным психологом в процессе диагностического исследования с помощью “Экспресс-диагностики готовности к школе” (Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой; - М.: Генезис, 1999. 48 с.) было выявлено, что 2/3 детей каждого класса не были подготовлены к школе (не знали букв, не умели считать в пределах 10, не владели монологической речью). Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. И все, что ценностное сознание ребенка будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье. Во-вторых, профессиональная задача каждого педагога – нести знания и формировать умения в своей специфической области, и все остальное неизбежно оказывается на периферии его внимания. В-третьих, имея десятки, если не сотни учеников, учитель не может общаться с каждым, как с целостной, своеобразной, уникальной личностью. Родителям диагностируемых классов была дана возможность ответить на ряд вопросов, выявляющих детско-родительские отношения [7]. В результате проведенной работы был получен следующий результат – на нижеуказанные утверждения родители дали положительный ответ: - В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Я не доверяю своему ребенку.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов, – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Ведущий путь воспитания – это организация образа жизни семьи, это подражание ребенка поступкам и действиям родителей. Для того чтобы изменить поведение ребенка и его с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.15 | Просмотров: 2427
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|