Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развивающие занятия по профессиональной ориентации с девятиклассниками - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развивающие занятия по профессиональной ориентации с девятиклассниками


Автор(ы): Солнцева Елена Алексеевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Профессиональная ориентация - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание условий, помогающих человеку в профессиональном самоопределении.
В содержании профориентационной работы со школьниками выделяются следующие задачи:
1. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных направлений и их динамики.
2. Определение мотивации выбора.
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке.
4. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.
В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы в профориентационной деятельности с учащимися:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами, родителями и учащимися.
3. Развивающая работа.
4. Психологическое просвещение и профилактика.
Важную роль в решении задач профориентации играют не только диагностические, но и методы развивающей работы, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.
Развивающая работа со школьниками составлена с использованием цикла психолого-педагогических занятий для старшеклассников А. П. Чернявской “Психологическое консультирование по профессиональной ориентации”; упражнений К. Фопеля “Энергия паузы”, “Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего”, Г. В. Резапкиной “Я и мой выбор профессии”.
Цель курса занятий состоит в создании условий для развития стремления к самопознанию и саморазвитию, в приобретении умений, необходимых для выбора профессии.
Акцент в программе развивающих занятий делался на развитие у учащихся основных факторов профессионального самоопределения:
  • развитие Я-концепции;
  • информированность;
  • эмоциональное отношение;
  • умение планировать свою профеессиональную жизнь.
Следует отметить, что наиболее результативными для учащихся оказались следущие моменты развивающих занятий.
Получение обратной связи участников на свои мнения и поступки; восприятие себя через восприятие другого.
По мнению участников занятий, полезным было понимание того, что с одной стороны, участники занятий испытывают схожие проблемы в выборе профессии, с другой стороны, услышать ранее неизвестные интересы и увлечения одноклассников.
Эмоциональное отношение к ситуации выбора своей будущей профессии.
Эмоциональный компонент в формировании профессиональных предпочтений проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.
В ходе занятий выяснилось, что можно выделить несколько групп учащихся, в зависимости от эмоционального отношения к будущей профессии:
А. Учащиеся с проявлениями эмоций радости, восторга. Оптимистически смотрят в свое будущее. Отмечают, что их профессии социально нужные и важные для общества.
Б. Учащиеся с двойственным эмоциональным отношением к своей будущей профессии.
В. Учащиеся еще не выбравшие профессию или делающие выбор между несколькими профессиями. Для них свойственны тревога, сомнения и страхи.
Построение своих жизненных планов.
Как показывает опыт занятий, участники простраивают следующий сценарий жизненного пути:
  • поступление в вуз;
  • работа;
  • семья;
  • рождение ребенка;
  • карьера и т.д.
Интересным было то, что наряду с планированием жизненного и профессионального пути, учащиеся отмечали, насколько важно развивать в себе такие личностные качества - ответственность, целеустремленность, упорство и коммуникабельность.
Таким образом, можно сказать, что упражнения, направленные на планирование жизненного и профессионального пути, побуждают подростков к самопознанию и саморазвитию.
Наиболее проблемным оказалось достижение одной из задач курса занятий - информированность о мире профессий.
Отмечено, что девятиклассники склонны первично выбирать профессии, наиболее известные в своем окружении: программист, юрист, менеджер, специалист по связям с общественностью.
С учетом данных проблемных зон были спланированы психологические часы для девятиклассников на тему “Мир профессий”.
Для девятиклассников, заинтересованных в дальнейшем изучении своих личностных особенностей, определяющих профессиональный выбор, предлагались индивидуальные консультации с использованием методик по изучению личностных особенностей (Карта интересов, тест Йоваши, анкета “Ориентир”).
Подготовлена информация “Профориентация в интернете”, позволяющая подростку самостоятельно посетить сайты, направленные на диагностику особенностей личности и первичных профессиональных намерений.
Такова общая картина результативности курса развивающих занятий.
В дальнейшем, необходима работа по корректировке программы занятий с учетом запроса учащихся в профориентациооной работе и личностных особенностей участников группы. Возможно создание программы, направленной на самопознание и развитие, дополняющей курс занятий.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

Цель:
осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.
Задачи:
  1. С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к выбору профессии;
  2. Обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии.
Формы работы: психогимнастика, дискуссия, проективный рисунок
Оборудование: бумага формата А 4, маркеры, фломастеры, карандаши

1. Введение

Ведущий:
Ребята, на предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор требует прежде всего знаний о себе самом, о мире профессий, а так же умений, основанных на знаниях. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на эмоциях. При оценке профессии мы говорим и своего действия “нравится – не нравится”, “хочется- не хочется”, “плохо-хорошо”. Часто бывает, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем. Поэтому осознавать свои эмоции очень важно. Только на основе сознания мы можем их контролировать и изменять в случае необходимости. Такова тема нашей сегодняшней встречи.
Прежде, чем мы приступим к разбору темы, я предлагаю вам немного отдохнуть после учебного дня.
Психогимнастика “Доброе тепло”.
Инструкция:
Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.
А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.
Принятие правил работы.
Ведущий:
Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.16 | Просмотров: 1889

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340