Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развивающие занятия по профессиональной ориентации с девятиклассниками
Автор(ы): Солнцева Елена Алексеевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Профессиональная ориентация - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание условий, помогающих человеку в профессиональном самоопределении. В содержании профориентационной работы со школьниками выделяются следующие задачи: 1. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных направлений и их динамики. 2. Определение мотивации выбора. 3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке. 4. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся. В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы в профориентационной деятельности с учащимися: 1. Психологическая диагностика. 2. Консультативная работа с педагогами, родителями и учащимися. 3. Развивающая работа. 4. Психологическое просвещение и профилактика. Важную роль в решении задач профориентации играют не только диагностические, но и методы развивающей работы, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой. Развивающая работа со школьниками составлена с использованием цикла психолого-педагогических занятий для старшеклассников А. П. Чернявской “Психологическое консультирование по профессиональной ориентации”; упражнений К. Фопеля “Энергия паузы”, “Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего”, Г. В. Резапкиной “Я и мой выбор профессии”. Цель курса занятий состоит в создании условий для развития стремления к самопознанию и саморазвитию, в приобретении умений, необходимых для выбора профессии. Акцент в программе развивающих занятий делался на развитие у учащихся основных факторов профессионального самоопределения: - развитие Я-концепции;
- информированность;
- эмоциональное отношение;
- умение планировать свою профеессиональную жизнь.
Следует отметить, что наиболее результативными для учащихся оказались следущие моменты развивающих занятий. Получение обратной связи участников на свои мнения и поступки; восприятие себя через восприятие другого. По мнению участников занятий, полезным было понимание того, что с одной стороны, участники занятий испытывают схожие проблемы в выборе профессии, с другой стороны, услышать ранее неизвестные интересы и увлечения одноклассников. Эмоциональное отношение к ситуации выбора своей будущей профессии. Эмоциональный компонент в формировании профессиональных предпочтений проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. В ходе занятий выяснилось, что можно выделить несколько групп учащихся, в зависимости от эмоционального отношения к будущей профессии: А. Учащиеся с проявлениями эмоций радости, восторга. Оптимистически смотрят в свое будущее. Отмечают, что их профессии социально нужные и важные для общества. Б. Учащиеся с двойственным эмоциональным отношением к своей будущей профессии. В. Учащиеся еще не выбравшие профессию или делающие выбор между несколькими профессиями. Для них свойственны тревога, сомнения и страхи. Построение своих жизненных планов. Как показывает опыт занятий, участники простраивают следующий сценарий жизненного пути: - поступление в вуз;
- работа;
- семья;
- рождение ребенка;
- карьера и т.д.
Интересным было то, что наряду с планированием жизненного и профессионального пути, учащиеся отмечали, насколько важно развивать в себе такие личностные качества - ответственность, целеустремленность, упорство и коммуникабельность. Таким образом, можно сказать, что упражнения, направленные на планирование жизненного и профессионального пути, побуждают подростков к самопознанию и саморазвитию. Наиболее проблемным оказалось достижение одной из задач курса занятий - информированность о мире профессий. Отмечено, что девятиклассники склонны первично выбирать профессии, наиболее известные в своем окружении: программист, юрист, менеджер, специалист по связям с общественностью. С учетом данных проблемных зон были спланированы психологические часы для девятиклассников на тему “Мир профессий”. Для девятиклассников, заинтересованных в дальнейшем изучении своих личностных особенностей, определяющих профессиональный выбор, предлагались индивидуальные консультации с использованием методик по изучению личностных особенностей (Карта интересов, тест Йоваши, анкета “Ориентир”). Подготовлена информация “Профориентация в интернете”, позволяющая подростку самостоятельно посетить сайты, направленные на диагностику особенностей личности и первичных профессиональных намерений. Такова общая картина результативности курса развивающих занятий. В дальнейшем, необходима работа по корректировке программы занятий с учетом запроса учащихся в профориентациооной работе и личностных особенностей участников группы. Возможно создание программы, направленной на самопознание и развитие, дополняющей курс занятий. Эмоциональное отношение к выбору профессии Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор. Задачи: С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к выбору профессии; Обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии. Формы работы: психогимнастика, дискуссия, проективный рисунок Оборудование: бумага формата А 4, маркеры, фломастеры, карандаши 1. Введение Ведущий: Ребята, на предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор требует прежде всего знаний о себе самом, о мире профессий, а так же умений, основанных на знаниях. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на эмоциях. При оценке профессии мы говорим и своего действия “нравится – не нравится”, “хочется- не хочется”, “плохо-хорошо”. Часто бывает, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем. Поэтому осознавать свои эмоции очень важно. Только на основе сознания мы можем их контролировать и изменять в случае необходимости. Такова тема нашей сегодняшней встречи. Прежде, чем мы приступим к разбору темы, я предлагаю вам немного отдохнуть после учебного дня. Психогимнастика “Доброе тепло”. Инструкция: Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем. А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает. Принятие правил работы. Ведущий: Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.16 | Просмотров: 1889
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|