Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей


Автор(ы): Исаева Татьяна Николаевна, педагог-психолог; Пухова Наталья Юрьевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В Центре детского творчества №3 Кировского района г. Красноярска (далее по тексту – ЦДТ №3) 12 структурных подразделений, в которых обучаются около 2000 детей разного возраста. Педагогический коллектив Центра – 96 педагогов. Разновозрастность детей, огромное разнообразие творческих направлений и образовательных программ – все это вызвало необходимость в организации психолого-диагностической службы (далее по тексту – ПДС).
В сентябре 2004 года в составе научно-методической службы ЦДТ №3 была создана психолого-диагностическая служба. ПДС Центра объединяет трех психологов, занимающихся сопровождением образовательного процесса в определенных структурах ЦДТ №3. Это позволяет равномерно распределить нагрузку между сотрудниками и взаимодействовать с наибольшим количеством детей, родителей и педагогов.
Цель нашей работы — сохранение и, при необходимости, восстановление психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы разработали модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЦДТ №3, в соответствии с которой осуществляется деятельность ПДС в настоящее время (приложение 1).
Сопровождение образовательного процесса строится на основе первичной и последующих диагностик личностной сферы (самооценки, уровня тревожности и агрессивности, направленности личности, черт характера), творческого мышления и специальных способностей (музыкальных, спортивных, художественных и т.д., исследование которых мы доверяем педагогам-профессионалам различных направлений). Для этого в каждом творческом направлении нами разработаны индивидуальные карты развития. Выделенные нами для диагностического минимума параметры наиболее важны для обучения в ЦДТ №3, так как позволяют оценить не только индивидуальность, но и наличие специальных способностей к какому-либо виду деятельности.
Тесное сотрудничество психологов и педагогов в нашем Центре позволяет успешно осуществлять диагностику динамики развития личности, поддержку и стимулирование развития творческих способностей и создавать комфортные условия для обучения ребенка в ЦДТ №3.
Во время первого года обучения ребенка в Центре детского творчества №3 мы проводим диагностическое обследование личностной сферы, творческого мышления каждого ребенка по методикам, включенным в диагностический минимум. В дальнейшем такие обследования проводятся в соответствии с разработанным графиком, в котором учитывается продолжительность образовательной программы. Для каждого возраста сформированы пакеты методик с целью увеличения информативности обследования и снижения затрат времени.
В результате диагностики выделяются: группа детей со средним уровнем развития специальных способностей и творческого мышления и группа с высоким уровнем.
Группу детей со средним уровнем развития мы сопровождаем в структурных подразделениях ЦДТ №3. Для группы с высоким уровнем как творческих, так и специальных способностей существует возможность выбора:
  • обучения в школе “Поиск” при условии “неуспешности” в общеобразовательной школе;
  • совмещения обучения в общеобразовательной школе с дополнительным образованием в Центре.
Школа “Поиск” занимает особое место среди структурных подразделений ЦДТ №3 , т.к. в ней создан прецедент, когда для детей дополнительное образование является основным, а общее – дополнительным.
По результатам диагностики происходит оформление индивидуальных карт развития (приложение 2) и составление банка данных. В дальнейшем мы разрабатываем стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка, которое осуществляется в следующих направлениях:
  • консультирование педагогов и родителей;
  • gросвещение педагогов и родителей;
  • hазвивающая работа;
  • uкстренная психологическая помощь (по запросу детей, родителей, педагогов).
В нашей статье мы хотели бы более подробно остановиться на тех видах деятельности, которые являются для нас приоритетными.
В первую очередь хочется отметить консультирование участников образовательного процесса, т.к. это индивидуальная работа, которая дает возможность более продуктивно решать возникающие вопросы, такие, например, как: “Что делать, если ребенок в цирковой студии боится высоты?”, “Почему ребенок рисует все в черном цвете?” и т.д.
Мы оказываем помощь администрации ЦДТ №3 в создании благоприятного микроклимата в коллективе, атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения. В Центре детского творчества №3 регулярно (1 раз в два месяца) проводятся занятия стажерской площадки для педагогов по теме “Конструктивное разрешение педагогических конфликтов” под руководством педагога-психолога Исаевой Татьяны Николаевны. Они включают в себя не только теоретические знания, но и множество практических упражнений, в том числе игровые методы, трансовые техники, решение конкретных конфликтных ситуаций.
Педагоги ЦДТ №3 чаще всего обращаются в ПДС за помощью по составлению индивидуальной образовательной программы ребенка, психологическому сопровождению образовательных программ студий. Также важным вопросом для педагогов является профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе.
Родителей волнуют проблемы развития и воспитания детей. Специализация в области семейного консультирования позволяет нам квалифицированно оказывать помощь в вопросах внутрисемейного общения и взаимодействия.
Следующим важным направлением работы мы считаем просветительскую деятельность, т.к. она направлена на профилактику конфликтных ситуаций и наиболее часто встречающихся проблем образовательного процесса. Взаимодействие с родителями строится по двум направлениям: выступления на родительских собраниях, которые выполняют еще и функцию рекламы на...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.17 | Просмотров: 1849

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340