Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного предмета Основы политологии
Автор(ы): Шахов Владимир Васильевич, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве. Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий. Данный элективный предмет рассчитан на учащихся 10-11 классов, интересующихся современной политической теорией. В процессе изучения предмета будут рассматриваться вопросы, касающиеся истории развития политической мысли, структура политической системы общества, формы правления и политические режимы, избирательные системы. Особое внимание будет уделяться таким важным проблемам современной политологии, как соотношение гражданского общества и правового государства, организация и проведение избирательной кампании. Программа элективного предмета предусматривает практическую направленность деятельности учащихся : индивидуальную научно-исследовательскую работу при подготовке рефератов с обязательным использованием материалов органов местного самоуправления города Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, защиту рефератов на научной конференции моу – гимназии (апрель 2007, апрель 2008 г), по возможности – на научных конференциях более высокого уровня. В процессе обучения будут регулярно проводиться встречи с депутатами городской Думы, Собрания представителей Переславского муниципального района, сотрудниками администраций г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, предусматривается участие учащихся в публичных слушаниях при рассмотрении бюджетов города и района на 2007 и 2008 годы (декабрь 2006 г., декабрь 2007 г.). В период проведения предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ предполагается проведение круглых столов с приглашением руководителей местных партийных организаций, председателей и членов городской и районной избирательных комиссий. Результаты усвоения учащимися учебного материала элективного предмета “Основы политологии” будут отслеживаться во время проведения семинарских занятий, тестовых работ, практических занятий, в процессе научно-исследовательской работы над темами рефератов. Основная цель программы: - Сформировать у учащихся целостную, логически стройную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению разного рода политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
Задачи программы: - научить детей понимать методологические проблемы политологии, касающиеся ее предмета и основных категорий, методов исследования политических явлений, а также функций политологии, и ее место в системе общественных наук;
- учащиеся должны знать основные вехи развития политической мысли в Западной Европе, США и России;
- сформировать у учащихся навыки анализа и осмысления социально-исторических условий появления различных политологических концепций и их развитие в процессе взаимовлияния и исторической преемственности;
- сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности;
- закрепить у учащихся умение пользоваться дополнительной и справочной литературой.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени(1 и 2 год обучения). 1 год – Политология как наука. История развития политической мысли. 2 год – Актуальные проблемы современной политологии. Основные формы занятий: - Лекции – изложение учебного материала в течение занятия, в процессе которого осуществляется анализ полученного научного материала, его обобщение.
- Семинары – обеспечивают коллективное обсуждение вопросов.
- Практикумы – работа, основанная на самостоятельной работе учащихся над различными видами проблемных заданий и их источниками.
- Организация работы со справочной литературой и словарями.
- Проведение научно-практической конференции.
Ожидаемые результаты: данный элективный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах; итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории, экзамена по выбору предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения. Методы и приемы: - познавательные и практические задания и задачи;
- исследование научной литературы.
Календарно-тематическое планирование № урока | Название разделов, глав, уроков | Кол-во часов | Сроки | | I. Раздел “Политология как наука” | 6 | | 1 | Политика и политология. | 1 | | 2. | Категории политологии | 1 | | 3. | Методы исследования в политологии | 1 | | 4. | Функции политологии. Политология в системе общественных наук. | 1 | | 5. | Семинар на тему “Политология: категории, методы, функции”. | 1 | | 6. | Тестовая работа. | 1 | | | II. Раздел “ История развития политической мысли” | 18 | | 7. | Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон. | 1 | | 8. | Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский. | 1 | | 9. | Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден. | 1. | | 10. | Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк | 1 | | 11. | Политические воззрения французских просветителей XYIII века. Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо. | 1 | | 12. | Политические взгляды американских просветителей XYIII века. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон. | 1 | | 13. | Политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX века. О. Конт, К. Марс, Г. Еллинек. | 1 | | 14. | Семинар на тему “ Развитие политической мысли в странах Западной Европы и США. | 1 | | 15. | Тестовая работа. | 1 | | 16. | Практическое занятие. Публичные слушания по рассмотрению бюджета Переславского муниципального района на 2007 год. | 1 | | 17. | Политические идеи и проекты М.М. Сперанского. | 1 | | 18. | Политические взгляды декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев. | 1 | | 19. | Общественно-политические воззрения славянофилов и западников. | 1 | | 20. | Политические взгляды русских революционных демократов. | 1 | | 21. | Политические воззрения представителей русского революционного народничества. | 1 | | 22. | Политические теории русского либерализма. | 1 | | 23. | Семинар на тему “Политическая мысль в России в XIX– начале XX века”. | 1 | | 24. | Тестовая работа. | 1 | 4 | | III. Раздел “Теория власти и властных отношений” | 10 | | 25. | Социальный порядок и власть. | 1 | | 26. | Господство как форма власти. | 1 | | 27. | Генезис политической власти. | 1 | | 28. | Особенности политической власти. | 1 | | 29. | Теория разделения властей. | 1 | | 30. | Политическая власть и политические режимы. | 1 | | 31. | Семинар на тему “Проблема власти в современной России”. | 1 | | 32. | Тестовая работа. | 1 | | 33. | Защита рефератов. | 1 | | 34. | Научно-практическая конференция. | 1 | | | IV. Раздел “ Политическая система общества” | 11 | | 35. | Понятие “политическая система общества”. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов. | 1 | | 36. | Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. | 1 | | 37. | Государство – основной институт политической системы общества | 1 | | 38. | Формы государственного устройства и формы правления. | 1 | | 39. | Политический режим как способ существования государства. | 1 | | 40. | Правовое государство. | 1 | | 41. | Основные типы взаимоотношений государства и общества. | 1 | | 42. | Политические партии в политической системе общества. | 1 | | 43. | Семинар на тему “Политическая система общества и ее основные институты” | 1 | | 44. | Тестовая работа | 1 | | 45. | Практическое занятие. Встреча с руководителями органов местного самоуправления города и района. | 1 | | | V. Раздел “Избирательная система” | 9 | | 46. | Выборы в политической системе общества. | 1 | | 47. | Избирательная система: сущность и основные компоненты. | 1 | | 48. | Практическое занятие. Пресс-конференция с председателями избирательных комиссий г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района. | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.21 | Просмотров: 1381
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|