Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Методическое обоснование курса Военная психология
Автор(ы): Галеев Виталий Аскарович, пеадгог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При моделировании учебно-воспитательной системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту. Существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов в областях военной, науки, искусства. Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М., Лесков Н.С., главнокомандующий Кутузов М.И., композитор Римский-Корсаков Н.А. Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей. За 200-летний период военная педагогика России сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. В основу обучения и воспитания легли идеи и опыт И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других. В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Пройдя обучение в кадетском корпусе, многие юноши уже четко могут решить для себя, посвятить ли свою профессиональную жизнь армии или нет. Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни и мире. Двадцатый век актуализировал проблему изучения закономерностей внутреннего мира человека, его психики. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии давно существует такая отрасль как военная психология. Интенсивное развитие военной психологии напрямую связано с военной активностью различных государств в двадцатом веке, обернувшейся двумя мировыми войнами, множеством локальных войн и конфликтов. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время — вот лишь небольшая часть тех вопросов, которые решает военная психология. В отечественной психологии военное направление было сильно развито как до революции 1917 года, так и в советское время. Многие представители военно-психологической школы составляли в свое время гордость советской психологии. Среди них можно назвать Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, Л.А. Кандыбовича, К.К. Платонова, Н.Ф. Феденко и многих других. В условиях кадетского корпуса возможно введение курса “Военная психология” в 10-11 классах для тех юношей, которые решили посвятить себя военному делу. Курс “Военная психология” позволит: - пополнить и расширить знания в области военной психологии.
- изучить дисциплины психолого-педагогического цикла.
- познакомить со спецификой работы военного психолога.
Курс “Военная психология” охватывает следующие пять групп военно-психологических проблем: психология воинской деятельности и морально-психологическое обеспечение воинской деятельности; психология воинского коллектива и взаимоотношений военнослужащих, особенности переживания ими стрессовых и кризисных состояний; психология современного боя и боевые психические травмы; методы и приемы психологической войны. развитие морально-психологических качеств, общей культуры личности, готовности к служению Отечеству на военном поприще. Цели и задачи. Для курса “Военная психология” были выработаны следующие цели и задачи: - Познакомить кадет с психологией воинской деятельности.
- Создать условия для познания себя как личности и своего характера. Помочь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей и профессиональной направленности.
- Обеспечить психологическую готовность к служению в профессиональной армии на благо своей Родины и защите Отечества.
- Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей Родины, интереса к истории и роли гражданина-патриота в этой истории.
- Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, окончательно определиться с выбором профессии военного и быть психологически готов к трудностям в работе военного в мирных или военных условиях.
Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, стресс, психопрофилактика и т.д.), семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа личности человека и ситуации, диагностики личностных свойств и качеств, а также тренинговых занятий. Курс “Военная психология” насчитан на 34 (35) академических часа. Требования к уровню усвоения содержанию курса При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ из художественной литературы и фильмов, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях. По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своей личности,обосновать свой профессиональный выбор. Также предлагается написать сочинение на тему: “Я выбираю профессию военного”, “Мой долг - служение Отечеству”. Знания, умения и навыки По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся: Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, умение владеть собой в стрессовых и кризисных ситуациях, умение сознательно делать выбор в пользу своей Родины России. Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с методами психической саморегуляции, психологической профилактики и реабилитации. Базовые категории курса В процессе обучения по программе курса “Военная психология”, кадеты усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, характер, характерологический тип, направленность личности, эмоции, чувства, стресс, адаптация, конфликт, коллектив, социально-психологическая профилактика, , психогигиена, стрессовые и кризисные состояния, психологические последствия, реабилитация. Учащиеся должны овладеть: - способами сбора информации,
- методами экспертных оценок и изучения деятельности,
- умение создать психологический портрет личности,
- раскрыть его внутренний мир,
- способами психической саморегуляции,
- умение дать психологическую характеристику взаимоотношений в коллективе,
- умение разрешать конфликты,
- быть морально-психологически стойким в любых ситуациях.
Содержание курса Курс состоит из следующих разделов: - Психология воинской деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
- Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
- Психологическая профилактика и реабилитация в военной среде.
- Психология современного боя. Боевые психотравмы.
Программа курса “Военная психология” Введение (1 час). Предмет изучения военной психологии. Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время. Тема 1 (5час) Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение. Психологические особенности военной деятельности. Адаптация к условиям военной деятельности. Психологическое обеспечение боевой подготовки. Пути повышения эффективности морально-психологическое в войсках. Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы. Тема 2 (8час). Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты. Психология военного коллектива. Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. Психология воинской дисциплины. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений. Тема 3 (5час). Психологическая профилактика и реабилитация в войсках. Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации. Групповая психотерапия военнослужащих. Методы психической саморегуляции военнослужащих. Тема 4 (4 часа). Психология современного боя. Боевые психотравмы. Современный бой и его влияние на психику воинов. Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя. Боевой стресс и его психологические последствия. Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке. Учебно-тематический план № урока | № раздела | Название темы | Кол-во часов | 1 | первый | Предмет изучения военной психологии. Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время. | 1 | 2 | | Диагностика личностных качеств. | 1 | 3 | | Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение. Психологические особенности военной деятельности. | 1 | 4 | | Адаптация к условиям военной деятельности. | 1 | 5 | | Психологическое обеспечение боевой подготовки. | 1 | 6 | | Пути повышения эффективности морально-психологического климата в войсках. | 1 | 7 | | Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы. | 1 | 8 | | Тренинг морально-психологической готовности к воинской деятельности. | 1 | 9 | второй | Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты. Психология военного коллектива. | 1 | 10 | | Диагностика межличностных отношений. | 1 | 11 | | Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. | 1 | 12 | | Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. | 1 | 13 | | Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. | 1 | 14 | | Характерно-личностные особенности человека. Классификация характеров М.Е. Бурно. | 1 | 15 | | Диагностика характеров по методике М.Е. Бурно. | 1 | 16 | | Тренинг “Познай себя и других” | 1 | 17 | | Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений. | 1 | 18 | | Тренинг взаимодействия в стрессовых ситуациях | 1 | 19 | третий | Психологическая профилактика и реабилитация в войсках. Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. | 1 | 20 | | Диагностика профессиональной направленности<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.24 | Просмотров: 1611
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|