Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическое обоснование курса Военная психология - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Методическое обоснование курса Военная психология


Автор(ы): Галеев Виталий Аскарович, пеадгог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При моделировании учебно-воспитательной системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.
Существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов в областях военной, науки, искусства. Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М., Лесков Н.С., главнокомандующий Кутузов М.И., композитор Римский-Корсаков Н.А. Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей.
За 200-летний период военная педагогика России сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. В основу обучения и воспитания легли идеи и опыт И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других.
В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.
Пройдя обучение в кадетском корпусе, многие юноши уже четко могут решить для себя, посвятить ли свою профессиональную жизнь армии или нет.
Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни и мире.
Двадцатый век актуализировал проблему изучения закономерностей внутреннего мира человека, его психики. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии давно существует такая отрасль как военная психология.
Интенсивное развитие военной психологии напрямую связано с военной активностью различных государств в двадцатом веке, обернувшейся двумя мировыми войнами, множеством локальных войн и конфликтов. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время — вот лишь небольшая часть тех вопросов, которые решает военная психология.
В отечественной психологии военное направление было сильно развито как до революции 1917 года, так и в советское время. Многие представители военно-психологической школы составляли в свое время гордость советской психологии. Среди них можно назвать Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, Л.А. Кандыбовича, К.К. Платонова, Н.Ф. Феденко и многих других.
В условиях кадетского корпуса возможно введение курса “Военная психология” в 10-11 классах для тех юношей, которые решили посвятить себя военному делу.
Курс “Военная психология” позволит:
  • пополнить и расширить знания в области военной психологии.
  • изучить дисциплины психолого-педагогического цикла.
  • познакомить со спецификой работы военного психолога.
Курс “Военная психология” охватывает следующие пять групп военно-психологических проблем:
  • психология воинской деятельности и морально-психологическое обеспечение воинской деятельности;
  • психология воинского коллектива и взаимоотношений военнослужащих,
  • особенности переживания ими стрессовых и кризисных состояний;
  • психология современного боя и боевые психические травмы;
  • методы и приемы психологической войны.
  • развитие морально-психологических качеств, общей культуры личности, готовности к служению Отечеству на военном поприще.
Цели и задачи.
Для курса “Военная психология” были выработаны следующие цели и задачи:
  • Познакомить кадет с психологией воинской деятельности.
  • Создать условия для познания себя как личности и своего характера. Помочь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей и профессиональной направленности.
  • Обеспечить психологическую готовность к служению в профессиональной армии на благо своей Родины и защите Отечества.
  • Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей Родины, интереса к истории и роли гражданина-патриота в этой истории.
  • Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, окончательно определиться с выбором профессии военного и быть психологически готов к трудностям в работе военного в мирных или военных условиях.
Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, стресс, психопрофилактика и т.д.), семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа личности человека и ситуации, диагностики личностных свойств и качеств, а также тренинговых занятий.
Курс “Военная психология” насчитан на 34 (35) академических часа.
Требования к уровню усвоения содержанию курса
При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ из художественной литературы и фильмов, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях.
По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своей личности,обосновать свой профессиональный выбор.
Также предлагается написать сочинение на тему: “Я выбираю профессию военного”, “Мой долг - служение Отечеству”.
Знания, умения и навыки
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, умение владеть собой в стрессовых и кризисных ситуациях, умение сознательно делать выбор в пользу своей Родины России.
Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с методами психической саморегуляции, психологической профилактики и реабилитации.
Базовые категории курса
В процессе обучения по программе курса “Военная психология”, кадеты усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, характер, характерологический тип, направленность личности, эмоции, чувства, стресс, адаптация, конфликт, коллектив, социально-психологическая профилактика, , психогигиена, стрессовые и кризисные состояния, психологические последствия, реабилитация.
Учащиеся должны овладеть:
  • способами сбора информации,
  • методами экспертных оценок и изучения деятельности,
  • умение создать психологический портрет личности,
  • раскрыть его внутренний мир,
  • способами психической саморегуляции,
  • умение дать психологическую характеристику взаимоотношений в коллективе,
  • умение разрешать конфликты,
  • быть морально-психологически стойким в любых ситуациях.
Содержание курса
Курс состоит из следующих разделов:
  • Психология воинской деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
  • Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
  • Психологическая профилактика и реабилитация в военной среде.
  • Психология современного боя. Боевые психотравмы.
Программа курса “Военная психология”
Введение (1 час). Предмет изучения военной психологии.
Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время.
Тема 1 (5час) Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
Психологические особенности военной деятельности. Адаптация к условиям военной деятельности. Психологическое обеспечение боевой подготовки. Пути повышения эффективности морально-психологическое в войсках. Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы.
Тема 2 (8час). Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
Психология военного коллектива. Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. Психология воинской дисциплины. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений.
Тема 3 (5час). Психологическая профилактика и реабилитация в войсках.
Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации. Групповая психотерапия военнослужащих. Методы психической саморегуляции военнослужащих.
Тема 4 (4 часа). Психология современного боя. Боевые психотравмы.
Современный бой и его влияние на психику воинов. Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя. Боевой стресс и его психологические последствия. Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке.
Учебно-тематический план
№ урока № раздела Название темы Кол-во часов
1 первый Предмет изучения военной психологии.
Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время.
1
2 Диагностика личностных качеств. 1
3 Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
Психологические особенности военной деятельности.
1
4 Адаптация к условиям военной деятельности. 1
5 Психологическое обеспечение боевой подготовки. 1
6 Пути повышения эффективности морально-психологического климата в войсках. 1
7 Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы. 1
8 Тренинг морально-психологической готовности к воинской деятельности. 1
9 второй Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
Психология военного коллектива.
1
10 Диагностика межличностных отношений. 1
11 Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. 1
12 Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. 1
13 Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. 1
14 Характерно-личностные особенности человека. Классификация характеров М.Е. Бурно. 1
15 Диагностика характеров по методике М.Е. Бурно. 1
16 Тренинг “Познай себя и других” 1
17 Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений. 1
18 Тренинг взаимодействия в стрессовых ситуациях 1
19 третий Психологическая профилактика и реабилитация в войсках.
Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России.
1
20 Диагностика профессиональной направленности<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.24 | Просмотров: 1611

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340