Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение опорных конспектов на уроках экономики - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Применение опорных конспектов на уроках экономики


Автор(ы): Седова Ольга Сергеевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В нынешних социально-экономических условиях правительство Российской Федерации, разработав в 2001 году долгосрочную программу, указывает на то, что необходимо обеспечить повышение качества образования, а для этого надо ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и преподавании социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология). Тем самым необходимо у школьника сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности.
Взяв за основу идеи современных ученых педагогов, обобщая опыт педагогической работы, можно предположить, что, используя опорные конспекты на уроках экономики, учитель может добиться успешной сдачи экзаменов и сформировать творческую и активную личность. Рассматривая творчество как процесс создания чего-то нового, активность предполагает, что человек может ощущать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы.
Новизна данных опорных конспектов заключается в том, что они составлены в соответствии с программой “Экономика”, авторами которой являются: Л.Л. Любимов, Б.И. Мишин, А.А. Мицкевич, С.А. Равичев, Т.А. Протасевич и могут использоваться к любому учебнику 10 и 11классов [6].
Цель предлагаемого опыта: создание и использование опорных конспектов на уроках экономики у старших школьников.
Задачи предлагаемого опыта:
  • создание опорных конспектов, фреймов, заданий, тестов;
  • развитие индивидуальных творческих способностей ученика на основании Ока;
  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
  • развитие информационно-коммуникативных навыков старшеклассников.
Результативностью можно считать успешную сдачу экзаменов по обществознанию и экономике, участие в городских, областных и республиканских олимпиадах, участие в экономических играх.
Предполагаем что, творческий потенциал личности, способствует раскрытию самостоятельно выработанных умений, развитию способностей к созданию чего-то нового, которые постепенно переходят к продуктивному, созидательному труду и закреплению навыков организаторской деятельности.
Чтобы стать активной, деятельной личностью и усвоить легко и надолго учебный материал по экономике, необходимо правильно выбрать методы.
Одним из результативных методов является метод фрейма.
Фреймы имеют разные названия:
  • системные опорные конспекты Т. Лаврентьева;
  • синтетические конспекты, взаимодействие противоположностей (мир – война, деньги – товар) В.Ф. Шаталова [11];
  • блок-схемы, диалектическая связь компонентов О. Лисейчикова и М. Чошанова;
  • граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева;
  • концепты П.М. Щетинина;
  • "паучки" Дж. Хамблина;
  • логические модели, семантические сети и т.д. [4].
Фрейм в переводе с английского языка обозначает – схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания урока, а работа по заполнению схемы ведется самостоятельно, вот где и могут проявиться творческие способности учащихся. Фреймы можно использовать на всех этапах урока.
Педагогический опыт работы с фреймами показывает, что схемы и опорные сигналы запоминаются легко, если они придуманы детьми. Проявив свое индивидуальное творчество, опорные конспекты помогают накапливать, хранить и передавать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме.
Существует несколько определений опорных конспектов (фреймов):
1. Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.
2. Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.
3. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Взяв за основу данные определений фреймов (ОКа), выделяем основные принципы составления конспекта:
  • небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;
  • конспективное изображение изучаемого материала;
  • выбор оптимального варианта изучения темы урока;
  • логическая взаимосвязь, последовательность событий;
  • указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.
В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.
Основные требования к отображению содержания в опорном конспекте высказаны С.В. Селеменевым в журнале “Педагогические технологии” – это: лаконичность, структурированность, динамичность, образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость [10]. Педагогический опыт учителя показывает, что компактность расположения учебного материала, доступность для понимания, оптимальность объема, словесные формы отображения материала с использованием сокращенных слов тоже необходимы для создания ОКа. Предполагаем, что созданная наглядная конструкция отражает метод иллюстрации, где большую роль играют условные знаки и символы, понятные каждому обучающемуся и перед ним выстраивается цепочка экономических законов, понятий и терминов.
Назначение опорного конспекта заключается в следующем:
  • наглядное представление учебного материала в целом и по частям;
  • понимание структуры изучаемого материала;
  • выделение главного, основного в излагаемом материале;
  • комплексное представление изучаемого материала при его повторении;
  • развитие творческих способностей.
Средствами выражения фреймов (ОКа) являются: рисунки, схемы, графики, буквы, цифры, слова, условные знаки, цвет, форма и др. [2]. Обучающийся сам выбирает, какими средствами выражения ОКа он будет пользоваться. Создаются условия для самореализации и личностного роста ученика. Постепенно школьник переходит к более сложной знаковой системе, проявляя творческую активность и самостоятельность выбора.
Данная технология подразумевает субъект-субъектные отношения, вместе с учеником совершенствуется и учитель, который применяет разные типы фреймов – опорных конспектов в целях лучшего усвоения учащимися ЗУНов по экономике.
Опорные материалы помогают учителю:
  • организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы, на уроке может быть несколько учебников;
  • предоставлять ученику свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;
  • анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
  • наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;
  • сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
  • многократно повторять учебный материал;
  • быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;
  • привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.
Создание опорных конспектов очень трудоемко для учителя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения фреймов – опорных сигналов, конспектов на уроках экономики, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опорных символов на основе – семиотики – науке о знаках, умение составлять опорный конспект для учащихся на каждый урок. Наиболее трудоемким является разработка и использование индивидуальных программ обучения, так как необходимы консультации у родителей и школьного психолога, а так же использование информационных технологий и овладение компьютерными навыками для создания презентаций уроков.
В начале возникают трудности и у школьников. Они не всегда с желанием осваивают и придумывают систему опорных сигналов, опорных конспектов, чаще всего берут готовую с урока, но те, кто начинает проявлять свое творчество, продолжают активно работать до окончания изучения курса экономики. Именно эти дети и занимаются исследовательской работой, участвуют в научных конференциях, создают компьютерные презентации и участвуют в школьных и городских экономических играх. Трудным считается и отбор дополнительного материала для докладов и сообщений, которого сейчас в изобилии и в Интернете и на книжных полках. Сложным считается и проявление творчества при составлении связного рассказа по опорному конспекту.
Для того чтобы упростить трудоемкость, выстроим систему работы с опорным конспектом: в начале изложение учебного материала по оформленному на доске ОКа или запись ОКа в тетрадь в самостоятельном режиме (карандашом, ручкой, фломастером) с дальнейшим объяснением, углублением, расширением, обобщением, систематизацией и рефлексией учебного материала. Затем через ОКа можно вести фронтальную беседу, диалог и полилог; использовать монологический ответ; решать проблемные и познавательные задачи. В учебный процесс входит: организация самостоятельной работы с учебником, первоисточником, дополнительным материалом, составление кроссвордов, чайнвордов и других творческих и индивидуальных заданий. Ролевые игры по экономике: “Биржа”, “Аукцион” [1]. Экскурсии в банки города Череповца и встречи с представителями бизнеса. В конце урока обязательно продумываются с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.25 | Просмотров: 4030

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340