Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Приложение к авторской программе История в лицах (частично) - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Приложение к авторской программе История в лицах (частично)


Автор(ы): Назарова Майя Константиновна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы произошли весьма серьезные изменения в содержании исторического образования; в учебники были включены новые факты, нормой становится изучение различных интерпретаций событий и явлений, различных версий и гипотез. При этом, однако, в большинстве случаев сохраняется привычная методика преподавания истории. Перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагаются их объяснения; деятельность учащихся чаще всего сводится к чтению и пересказыванию тех или иных фрагментов текста. Такой подход к историческому образованию не предполагает никакой предметной деятельности.
Важно понять, что история – это не фактологическая дисциплина, чья функция – верное описание событий и выдача характеристик историческим деятелям по заранее заготовленным схемам (памяткам).
Необходимо отказаться от привычных, но неэффективных методик, позволяющих лишь имитировать историческое познание.
Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов.
Работая над практической частью данного курса, я ставила перед собой задачу формирования атмосферы научно-доказательного поискового мышления на основе проблемного изложения материала, на основе постановки проблемных вопросов; формирования умений анализировать и систематизировать учебный материал.
Составляя вопросы к семинарам, я предлагаю старшеклассникам тезисы, диаметрально противоположные друг другу, и в то же время одинаково верно характеризующие ту или иную историческую личность. Такой подход позволяет избежать схематичной констатации отдельных фактов биографии, не предопределять при этом результатов анализа, не подталкивать школьников к заранее запрограммированным выводам.
Следует предостеречь, однако, от соблазнительного способа одномоментной перемены знаков – положительных на отрицательные и наоборот.
Добиться этого удается, когда обучение построено на использовании широкого круга источников самого разного характера. Документы выступают в программе как специфическое для данного курса истории средство обучения.
Особое место занимают источники, представляющие собой материал для размышления, для выявления исторических связей; источники, отражающие различные, часто противоположные взгляды на одни и те же события, явления.
Такая работа приучает детей к мысли, что историческая наука не только не исчерпывается содержанием школьного учебника, что ее, вероятно, невозможно вместить ни в какую книгу. Ученикам открывается еще более важная грань исторической науки: неоднозначность истины, т.е. сосуществование разных трактовок одной и той же совокупности фактов. В ходе такой работы ребята убеждаются в том, что нет одной – единственной истины, а всегда будет только часть ее и процесс познания – безграничен.
В ходе работы с разными источниками у учеников формируется привычка и умение делать заключения на основе многообразия фактов. Самостоятельный поиск учениками истины развивает их критическое мышление, нацеливает на то, что любой вывод, содержащийся в учебниках или предлагаемый учителем, каждое обобщение должны быть научно обоснованы и доказаны. Учащимся предстоит не только усвоить основное во взглядах каждого автора, но и разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному.
При таком способе деятельности исключается проверка знаний в традиционной форме. Степень усвоения учебного материала выявляется в ходе бесед, дискуссий, диспутов-диалогов и т.д. Иногда такие уроки могут превратиться в импровизированный спектакль, где постепенно выстраивается ансамбль главных исторических персон эпохи, и предлагаются наиболее мотивированные варианты их поступков в критические моменты истории. Причем учащиеся самостоятельно выбирают для себя роли защитников, обвинителей, свидетелей, часто ребята выступают от лица конкретной исторической личности. Можно предложить ученикам и другой вариант такого уровня: взглянуть на того или иного лидера с точки зрения современника, иностранца, потомка и т.д., варианты различны. В любом случае на уроке будут отсутствовать крайние оценки, характеристики будут более разноплановыми и менее тенденциозными.
Думаю, что нормой такого урока должно стать следование логической схеме: тезис, система аргументов защиты тезиса, оценка убедительности аргументации.
Учитель на таких уроках может ограничиться ролью эксперта или ролью режиссера. Причем из лексикона учителя должны исчезнуть такие оценки как “правильно” или “неправильно”, “хорошо” или “плохо”. Вместо них лучше использовать слова “убедительно” или “неубедительно”, “согласен” или “не согласен” и т.п.
Такие уроки помогают не только усвоить определенную сумму знаний, но и приобрести аналитические навыки. Школьники могут самостоятельно выстраивать доказательные рассуждения; при этом оценивается не механическая память учащегося, а его умение логически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, быть оригинальным, самобытным, смелым.
Данное приложение содержит тезисы, позволяющие организовать разноплановую работу. Как правило, это задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать толчок дальнейшей работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем. Тезисы могут быть использованы преподавателями для организации обсуждений, дискуссий, причём в большинстве своём они не предполагают однозначных ответов, многие тезисы ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса, плюралистичность в оценке событий, явлений тех или иных деятелей. Поскольку тезисы не привязаны конкретным урокам и характеризуют различные стороны одной и той же личности, они могут использоваться избирательно. Эти материалы могут быть применены в ходе лекционного изложения или для других форм урока.
Главной же целью остается активизация познавательной деятельности учащихся, формирование умений анализировать и синтезировать учебный материал. Создание условий для сознательного выбора общественно-политической позиции.
Прилагаемый блок тестов по истории культуры можно использовать для проверки знаний учащихся на уроках, посвященных соответствующим темам.
НАЧАЛО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ГОСУДАРИ
“Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты” (Энциклопедия для детей. История России. Т.5, ч.1, с.136 )
“Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного общества” (Кацва Л.А. Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. М. 1995 г. с. 23) “Славяне до прихода варягов жили “звериным образом” (как сказано в летописи), тем самым утверждается их политическая неспособность к историческому творчеству”. (Норманнская теория. См. Энциклопедия для детей. История России М.1997 г. т.5, ч.1, с.134)
Какие условия необходимы для возникновения государственной власти?Каковы важнейшие задачи государства?
Какие предпосылки для создания государства имелись у славян в IX в.?
ОЛЬГА “СВЯТАЯ” ( 945–966 )
“Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою.” (Карамзин Н.М)
Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях?
“Ольга, мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами”“При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы...”
(Н.М. Карамзин. Об истории государства Российского. М.1990 с.28)
“Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов Княжеской дружины, не присоединялись новые земли – тишина и замирение были на Руси!”(Энциклопедия для детей. История России М.1997 г. т. 5, ч.1, с.142)
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ( 962-972 )
Кто же он, князь Святослав?Великий полководец или искатель приключений? Безрассудный предводитель удалой дружины или дальновидный политик, заботящийся об укреплении своей державы?
“По отношению к Руси вся стремительная деятельность Святослава не только не была невниманием к ее интересам, но, наоборот, все было рассчитано на решение больших государственных задач”. (Б.Н. Рыбаков) “Святослав со своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли”. (С.М. Соловьев)
(См. Л.Н. Кацва, А.Л. Юрганов История России VIII – XV вв. М.1995 г. с.36 – 37)
“СВЯТОЙ” АЛЕКСАНДР “НЕВСКИЙ” ( 1252-1263 )
“Александр Невский воспринимается отечественными историками как русский национальный герой, истинно христианский правитель. Одной рукой ему приходилось отбиваться от западных соседей, другой – улещать ордынцев, отводя опасность новых набегов, которые могли погубить последний неразоренный татарами регион и удерживать в повиновении младших князей”. “Александр Невский проводил политику крепких связей с татарами из Золотой Орды и подчинения любому требованию хана; решительно действуя в отношении западных соседей, он в то же время укреплял собственную власть, оказывая ордынцам помощь в разгроме своих братьев. В итоге политика А. Невского фактически положила конец действенному сопротивлению русских князей Золотой Орде на многие годы вперед”. (Джон Феннел – английский историк)
(См. Энциклопедия для детей. История России М.1997 г. т.5, ч.1, с.225)
ИВАН “КАЛИТА” ( 1328-1340 )
“Бесспорно, именно Калита заложил основы могущества Москвы. Он навеки остался в памяти москвичей как князь – строитель, который первым расширил и укрепил Москву. Его правление стало для Руси временем невиданного доселе успокоения. “В эти спокойные годы успели народиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле” . ( В.О.Ключевский см. Энциклопедия для детей. История России М.1997 г. т. 5, ч.1, с. 248) “Не щедростью сохранял авторитет Иван Калита, а жесточайшим корыстолюбием...Московский князь, преследуя узкокорыстные цели, все больше превращался в своего рода инструмент ордынской политики. Жестокость и властолюбие, сочетавшиеся с большой близостью к Орде, позволили ему победить”. ( Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв. М.1995 г. с. 149)
“Иван Калита добивался своих целей средствами, которые трудно назвать нравственно оправданными. Чувствуя угрызения совести и боясь посмертного наказания, князь стремился совершать добрые дела. Но главное оправдание своих поступков он видел в том, что смог обеспечить мирную жизнь в своем княжестве”. (См. История Отечества под ред. Б.А. Рыбакова, А.А. Преображенского М. 1993 г. с. 101)
ИВАН III ( 1462 – 1505 )
“Его называли то Грозным, то Державным, то Право...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.26 | Просмотров: 1443

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340