Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сочетание обучения и воспитания при организации проектной деятельности учащихся - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Сочетание обучения и воспитания при организации проектной деятельности учащихся


Автор(ы): Красновидова Екатерина Викторовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последнее время наряду с давно известными формами внеурочной деятельности учащихся, выделилась и оформилась проектная деятельность. Что это – дань моде или необходимость? Проектная деятельность часто включает в себя написание рефератов, подготовка сообщений, подготовка и многое другое, но её особенность состоит в том, что работа ученика или группы направлена на осуществление какой – либо мысли – проекта, конкретной практической задачи, определяемой самими участниками.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
В нашей школе уже несколько лет ведется проектная деятельность учащихся. Свои первые проекты дети делают уже в начальной школе. Очень удалась, например коллективная работа над оформлением школьной рекреации на втором этаже. Дети самостоятельно поставили цель, разработали макет своей мечты, заработали деньги на сборе макулатуры и воплотили свой проект в жизнь.
В старшей школе проекты обычно бывают связаны с учебной деятельностью. Я учитель химии и дети часто делают проекты на экологические темы. При этом супервизорами являются учителя химии, биологии, экологии. Попробую проанализировать проектную деятельность на примере проекта прошлого года, выполненного учениками 11 класса «Какую воду можно пить? Оценка качества воды рек и водоемов Битцевского лесопарка»
Проектная работа, как правило, содержит важную для ученика проблему. Решая которую, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Первоначально ученики пытаются "накопать в Интернете" реферат и сдать его под видом проекта. Но оказывается, что не вся информация подходит под данную тему, не вся достоверна. Приходится начинать работать внимательно и серьезно. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Сейчас в средствах массовой информации модно рассуждать об экологической ситуации, о том что "все ужасно и скоро все умрем" или "все хорошо, все очищено, так хорошо и чисто не было никогда". Чему верить? Учащиеся задались целью узнать какова же правда. Насколько загрязнены речки у которых они постоянно находятся? Вот строки из их работы:
"Наш район считается одним из самых экологически чистых районов Москвы и поэтому, многие люди не бояться пить воду из родника в лесопарке (и даже этот родник считается целебным). И зная о плачевном экологическом состоянии на нашей планете, мы обеспокоились, не представляет ли вода лесопарка опасность для людей".
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в нашей школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса. Проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях – и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Обычно в начале учебного года я вывешиваю списки тем предлагаемых проектных работ. Иногда дети выбирают из готовых тем, но обычно мои темы трансформируются в похожие, но другие, более близкие ребятам, часто учащиеся выбирают проблемы не вошедшие в "предварительный список", но по какой-то причине более интересные и близкие будущему автору. На мой взгляд это говорит о заинтересованности и самостоятельности ученика.
Следующий шаг – как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
В моем случае дети изучили кучу литературы, статьи в Интернете, опросили родителей, учеников и учителей. Нашли несколько вариантов исследований. Исследования проводились по химическому, биологическому, тепловому загрязнению. Исследовалось наличие различных веществ, солей тяжелых металлов, примесь нефтепродуктов, удобрений, пестицидов, продуктов разложения биологических веществ, наличие различный микроорганизмов. Некоторые исследования оказались слишком сложными – не было необходимой техники и реактивов, некоторые слишком простыми и не интересными. Дети соединили различные методики, составили план действий и приступили к работе.
Первоначально дети рассчитывали провести всю работу "быстренько", но очень скоро столкнулись с первыми трудностями. В ходе экспериментальной работы выяснилось, что необходимо сначала научиться пользоваться различными исследовательскими приборами, понять принцип их действия, приноровиться к капризам приборов, учитывать различные факторы, влияющие на чистоту эксперимента, узнать, что такое допустимая погрешность. Некоторые реактивы оказались слишком старыми и не могли быть использованными в эксперименте. Дети оказались на высоте, не запаниковали, обегали ряд школ и нашли все необходимое.
Оказалось, что в теории все значительно проще чем в жизни. Но в жизни все значительно интереснее, чем на бумаге.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора – кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.
Для выполнения проекта по анализу воды учащимся пришлось пользоваться помощью учителей химии, биологии и экологии. У каждого учителя свой график работы в школе, свои методы исследования, да и характер и стиль общения довольно сильно отличаются. Ребятам пришлось самостоятельно организовывать встречи с нами, отстаивать свое мнение, учиться работать с разными людьми.
Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах – это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.
Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного лис...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.26 | Просмотров: 1345

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340