Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование психогимнастических упражнений на занятиях по лепке - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Использование психогимнастических упражнений на занятиях по лепке


Автор(ы): Королькова Вера Александровна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ВВЕДЕНИЕ
Психогимнастика
примыкает к психологическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. С помощью психогимнастических упражнений дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Выразительное движение не только отражает сформированное внутреннее переживание, но и, само по себе, способствует его формированию. Основным средством психогимнастики является двигательная экспрессия, мимика и пантомимика (80% информации в общении передаётся невербальным путём). Словесное выражение своих чувств детьми на занятиях поощряется педагогом, ведь назвать - значит более или менее понять. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет видную роль в человеческом общении. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со сверстниками и со взрослыми.
Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения. То, как ребёнок ведёт себя в игре, является хорошим барометром, по которому можно судить, как он справляется с жизненными трудностями. Игра помогает ребёнку налаживать отношения с другими детьми. Дети любят играть и хотят играть, потому что большинство из них не имеют такой возможности дома из-за строгого контроля. Дети, эффективно проживающие игровые ситуации, делают упражнение легко и непринуждённо. В связи с этим, наша разработанная тема, с использованием психогимнастических упражнений на занятиях с детьми, является актуальной и требует пристального изучение и внимания.
Цель нашей работы состоит в представлении психогимнастики на занятиях по лепке.
Исходя из цели, мы выявили следующие задачи:
  1. Теоретически описать основы использования психогимнастических упражнений с детьми на занятиях;
  2. Представить практические упражнения по психогимнастике для детей на занятиях по лепке.
С помощью психогимнастических упражнений дети овладевают коммуникативными и эмпатическими способностями, наблюдательностью, зрительной, моторнослуховой, кинетической и пространственной памятью, тонкой и грубой моторикой тела, умением справляться с негативными эмоциями. Они становятся более сдержанными и устойчивыми к стрессовым ситуациям. Происходит активизация детского воображения, творческой самореализации в движении.
Кроме того, у детей развиваются умения: ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояние мышц (напрягать и расслаблять их), копировать сложные движения (специфические движения животных и т. д.), контролировать мимику и пантомимику, описывать своё состояние, адекватно использовать язык жестов и мимики.
Психогимнастические упражнения на занятиях по лепке
Упражнения на создание работоспособности
Данная группа упражнений повышает сплоченность в группе, улучшает, выравнивает эмоциональное состояние детей, помогает преодолевать или снижать возникшую по тем или иным причинам напряженность, а также повышает внимание ребят, их интеллектуальную и физическую активность, снимает усталость, улучшает настроение.
Упражнение № 1
Участники садятся по кругу, тренер (учитель) стоит в центре круга. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».
Когда упражнение завершено, тренер (учитель) может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».
Упражнение № 2
Все участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Тренер (учитель) несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер (учитель) может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Упражнение № 3

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».
После первого, а также каждого из последующих рассказов тренер (учитель) обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить Андрей?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер (учитель) обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.
Упражнение позволяет участникам лучше узнать друг друга, оно побуждает членов группы к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ.
Упражнение № 4

Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14 — 16 человек можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию). Тренер (учитель) встает около одного из концов шеренги. «Все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно быстрее и в тоже время как можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый небольшой среди нас рост. Начали».
После того как группа выполнила задание, тренер (учитель) проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить точность выполнения задания. «Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренги — с самыми светлыми волосами». Можно использовать следующие задания: в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце — с самыми светлыми; начало шеренги — это 1 января, конец — 31-е декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.
Эффекты данного упражнения разнообразны. Улучшается настроение, возрастает непринужденность поведения членов группы, сокращается дистанция в общении. Кроме того, последнее задание дает возможность обсудить то, как удается достигать понимания в общении, что адекватно содержанию тренинга партнерского общения и тренинга деловых переговоров.
Упражнение № 5
Участники группы сидят по кругу. У тренера (учителя) в руках мяч. «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу. Никто из вас не знает, что я (или — у меня)…" Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот ребенок играет на скрипке, другой занимается профессионально танцами, третий – садиться на шпагат и т. д.
Упражнение № 6

Участники группы образуют полукруг. «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее способы. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие». После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?». Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности, при работе над проблемой установления контакта.
Упражнение № 7

Участники садятся в круг: у тренера (учителя) в руках мяч. «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить». Если во время выполнения упражнения тренер (учитель) замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить группу именно о них. Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе упражнения, с другой стороны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае — это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.
Упражнение № 8

«Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер - учитель показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер – учитель вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями)». Во время выполнения упражнения, в котором тренер (учитель) участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер (учитель) называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер (учитель) может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступить к работе? ».
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.
Упражнение № 9

Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа). Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».
Это упражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнения модифицируются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнение способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.
Упражнение № 10

Участники группы садятся по кругу. «Мы будем выполнять различные движ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.27 | Просмотров: 2241

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340