Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социально-психологические факторы, влияющие на проявление креативности в подростковом возрасте - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление креативности в подростковом возрасте


Автор(ы): Олина Светлана Петровна, заведующая библиотекой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования. Помимо знаний они должны обладать такими качествами как самостоятельность, умение делать выбор, мобильность, креативность. Так называемый век информации принес с собой радикальные изменения. Приходится пересматривать классический тезис “тот, кто владеет информацией, владеет миром”, поскольку число “владеющих миром” необозримо расширится. Нередко теперь можно слышать, что “креативность – уникальное состояние человеческого ума – станет в первой половине нового столетия ресурсом, от “критической массы” которого будет зависеть все”. [1] Признана практическая важность креативности для сферы бизнеса и управления, для экономического роста в целом. Именно творческие личности внесли огромный вклад во все сферы приложения человеческого ума: и в искусство, и в науку, и в историю цивилизации вообще. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений человек должен активизировать свой творческий потенциал. А между тем, результаты участия наших российских школьников в международном исследовании образовательных достижений учащихся (PISA), которое трижды проходило более чем в 30 странах мира, нельзя назвать даже удовлетворительными. Одной из основных причин наших слабых показателей является то, что исследование было направлено не на выявление количества “заученных” учебных материалов, а на проверку “умения разрешать нестандартные ситуации”. Развитие креативности, таким образом, представляет собой одну из центральных линий личностного развития.
От природы во всех нас заложено творческое начало. Более того, можно утверждать, что все мы изначально обладаем весьма большими творческими задатками. К сожалению, этот бесценный дар мы утрачиваем в школьные годы. Влияние того, что мы называем воспитанием, фактором среды, способно сообщить мощное ускорение раскрытию таящихся в человеке творческих задатков или наоборот его затормозить.
С помощью тестов креативности мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов. Человек, давший оригинальный творческий ответ, заведомо обладает креативностью. Но, если человек не дает творческого ответа, это еще не свидетельство отсутствия у него креативности. Н.М.Гнатко предположил существование двух уровней развития креативности: потенциального и актуального. “Потенциальная креативность – это креативность додеятельностная, характеризующая человека с точки зрения его готовности к приобретению актуальной креативности”, т.е. к проявлению творческой активности. [2] Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека.
Подростковый возраст считается сензитивным периодом для развития креативности. В этот период на основе “общей креативности” формируется “специализированная креативность”: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на развитие и проявление креативности, именно в подростковом возрасте является особенно актуальным.
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия “креативность”. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание. [2]. Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.
В психологии креативности принято считать, что высокая проявленность творческих способностей обычно сочетается с определенными личностными свойствами. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала. В экспериментальном исследовании Е.Л.Солдатовой был проведен корреляционный анализ связи креативности с некоторыми свойствами личности. Наиболее связанной с креативностью является толерантность. Существенные связи с креативностью обнаружены среди факторов, диагностирующих межперсональные качества личности, самоуверенность в общении и взаимодействии [5]. Данные качества характеризуют подростков с точки зрения их способности к самостоятельным мыслям и поступкам, стремления к достижению определенного статуса, наличия честолюбия, воли и активности, проявления настойчивости, инициативности, склонности к лидерству, обладания развитыми вербальными способностями. Иначе говоря, чем более развиты вышеперечисленные качества, тем более креативным должен быть подросток.
Б.Ф.Ломов выделяет роль общения в развитии творческой личности [4]. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации [3]. Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. А.Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях – приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте. Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребности в познании. [3].
Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало, а могут способствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности, нерегламентированностью и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение. Для того чтобы подросток развивался как творческая личность, необходим позитивный образец творческого поведения, необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы подросток себя идентифицировал. Тяга к творчеству, новаторству возникает там, где появляется группа людей – потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, новаторство требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке людей.
Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения. Во-первых, в отличие от других видов деятельности, учебный процесс не имеет для подростка индивидуальной значимости и ясной конечной цели. Во-вторых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на “средние оценки”, унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как “выскочек”, демонстративных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость.
Творческость – это реализация человеком своей индивидуальности. Но для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая. Все, что делает или не делает человек, в большой степени обусловлено его концепцией самого себя. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Подростковый возраст является возрастом открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним – интерес к своему внутреннему миру и средствам его выражения.
Предположив, что уровень актуального проявления креативности у подростка взаимосвязан с особенностями его образа Я, мы провели исследование на базе муниципальной средней общеобразовательной школы №158 г. Новосибирска. В исследовании принимали участие 95 учащихся 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет. Для исследования использовали “Модифицированные креативные тесты Вильямса” (тест дивергентного (творческого) мышления), опросник творческих характеристик личности, шкала Вильямса – опросник для родителей по оценке креативности ребенка, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, тест-опросник самоотношения В.Столина. Качество корреляционной связи определялось при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Одной из главных составляющих Я-концепции подростков является представление о своем физическом облике. Переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела, являются “провокатором” страха. Последствия страхов многообразны, но главное из них – это возрастающая неуверенность. Страх – самый опасный враг творчества. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Наше исследование подтверждает, что уровень самооценки значимо коррелирует со степенью удовлетворенности подростков различными характеристиками своего внешнего облика (коэффициент корреляции 0,68.) <Рисунок 1>. Подростки, недовольные своей внешностью, негативно оценивают и другие стороны своего Я.

Рисунок 1
Исследования психологов показывают, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности подростков. Куперсмит провел лонгитюдное исследование подростков 10-12 лет, которое показало, что уровень самооценки коррелирует, в частности, со стилем рисунков. Рисунки детей, обладающих высокой самооценкой, отличались оригинальностью, юмором, в них проявлялись наблюдательность и творческий подход. У детей со средней самооценкой рисунки были более скованными, менее выразительными. В нашем исследовании с общей самооценкой подростков коррелирует уровень выраженности различных составляющих креативности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше показатели креативности, тем выше уровень самооценки. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску, беглость, сложность. Для подростков, не проявляющих креативность, более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.27 | Просмотров: 1727

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340