Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Самостоятельная работа учащихся на уроках физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики


Автор(ы): Пелих Андрей Васильевич, учитель физики и астрономии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Физику в нашей школе дети начинают изучать с 7 класса. Первое, с чем сталкиваешься – это то, что ребята действуют по определенному алгоритму, что вообще хорошо, но при этом пока еще не могут работать с учебником, с дополнительной литературой, самостоятельно делать выводы из прочитанного, наблюдаемых опытов. Эти навыки особенно необходимы в старших классах, а также при поступлении вуз.
Задача – научить школьников самостоятельно приобретать и углублятьзнания связана, в частности, с правильной и умелой их работой с книгой, чтобы овладеть соответствующими навыками, необходима целенаправленная работа ученика с учебником и прежде всего на уроке.
Учебники в руках учащихся рассматривают как вид самостоятельной работы, который классифицируют как элемент изложения учителем нового материала, когда одно объясняется, а другое изучается самостоятельно; самостоятельные работы по закреплению и совершенствованию знаний; опережающие работы.
Работы с учебником на уроке могут решать любую из перечисленных выше задач. В методической литературе описание приемов его использовния на уроках физики чаще всего касается повторения и обобщения материала. Изложение материала учебника, как правило, заменяется объяснением учителя, т.е. используется как средство обучения. Как элемент стуктуры изложения нового материала, в качестве опережающей самостоятельной работы перед объяснением учителя, он применяется редко и практически не находит отражения в методической литературе по физике. Данный приём имеет большую дидактическую ценность. Он способствует формированию познавательной активности школьнтков. Главное его достоинство в активизирующей роли восприятия учащихся, что способствует формированию его целостности. Часто на уроках учитель наблюдает невнимательное отношение учащихся к его объяснению, так называемое “отсутствие”. Это объясняется тем, что учащиеся по тем или иным причинам не готовы к восприятию излагаемого материала. Большую роль, как стимула познавательной активности школьника, играет самостоятельное сравнение (сопоставление и противопоставление). Самостоятельная работа над материалом учебника перед изложением учителя есть один из приемов включения учащихся в оценочную деятельнсть, который развивает у них способность наблюдать и анализировать, что является основой процесса восприятия и систематизации знаний. Учащиеся воспринимают изложение учителя, которое следует за их самостоятельной работой в системе тех знаний, с которыми они знакомы.
Приведу один из вариантов структуры изучения нового материала, в которых учитель организует работу учащихся с учебником. Учебник выступет как источник новой информации. Работа с ним занимает ведущее место и подчинена организации деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим эти структуры на примере темы “Сила упругости”.

Тема урока “Сила упругости”

В начале урока учитель ставит перед учащимися задачу, которую необходимо решить на данном уроке, а затем включает их в работу, предлагая прочитать материал учебника. Проводя обобщение, анализирует пути реализации поставленной задачи и одновременно выделяет вопросы изучаемого материала.

Выдвижение задачи урока

Зачитывается отрывок из книги: “Лежащая на столе книга, конечно, не проваливается сквозь стол, несмотря на притяжение Земли. Всем известно, что книга не соскальзывает, если стол немного наклонить. Никого обычно не удивляет способность нас резко увеличивать нашу скорость, если из-под ворот выскакивает злая собака”. Подобные факты мы встречаем на каждом шагу и привыкли к ним с детства.
В чем причина этих явлений? Этот вопрос не простой. Сначала отыскиваем общее у сил, проявляющихся в этих случаях.

Включение учащихся в
решение поставленной задачи

Учащимся предлагается прочитать по учебнику введение к главе “Много ли сил в природе? ” и продумать ответ на поставленный вопрос. В тексте учебника нет прямого ответа. Там раскрывается понятие “электромагнитные силы” и дается знания о силе упругости. Однако, раскрытие причин возникновения силы упругости не дает возможность ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Обобщение учителя

Анализ проработанного материала учитель проводит методом беседы, т.к. частично этот материал знаком учащимся из курса физики 8 класса. Беседу проводят по плану, где выделяют смысловые содержания проработанного текста.
1. Раскрытие термина “электромагнитные силы”:
  • Какие силы называются электрическими? (Признаки, по которым можно судить о действии этих сил; условие возникновения электрических сил; от чего зависит величина этих сил)
  • Какие отличительным свойством обладает движущиеся электрические заряды по сравнению с покоящимися?
  • Что понимают под электромагнитными силами?
2. Причины возникновения электромагнитных сил, т.е. их природа:
  • В каком случае тела электрически нейтральны?
  • Условия проявления сил межатомного взаимодействия.
  • Внешние причины, приводящие к проявлению сил межатомного взаимодействия.

Решение поставленной задачи учителем

Раскрытие характерных особенностей силы упругости.
а) природа сил упругости;
б) основные признаки силы и ее определение:
  • характеризуемое явление, его проявления;
  • направление силы;
  • точка приложения силы.
(Обобщая прочитанный учащимися материал, учитель обращает внимание на определение сил упругости, выделенное в тексте, и подчеркивает основные принципы упругих сил, состоящих с общими признаками силы);
в) деформация, как характеристика взаимодействия тел, частей тела:
  • явление взаимодействия тел, приводящие к их деформации;
  • причина деформации, деформация как процесс движения частей тела относительно друг друга;
  • следствие деформации: ее результат – сила упругости;
  • условия проявления деформации.
г) взаимосвязь величин, характеризующих деформацию:
  • опытное потверждение зависимости деформации от жесткости и модуля вектора перемещения;
  • закон Гука (количественная зависимость величин, характеризующих деформацию).

Анализ задачи, поставленной в начале урока

Для решения этой задачи выясняем, какие взаимодействия проявляются в примерах, приведенных в начале урока; к чему приводят взаимодействия; уточняем силы, действующие на тела, в каждом конкретном случае; выясняем, в каких проявляется сила упругости.
Анализ всех примеров требует уточнения знаний о силе трения и будет проведен позже.
Разбор учителем материала, изложенного в учебнике по предложенному плану, помогает ученикам выделить смысловое содержание данного текста и обработать известную учащимся информацию об электромагнитных силах по выделению основных признаков данного вида. На основе обощенных знаний о силе учитель рассматривает знания о конкретном ее виде – силе упругост...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.28 | Просмотров: 2699

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340