Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)
Автор(ы): Сухотерина Марина Ивановна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Понятие справедливости соединяет в себе правовые нормы и нравственные начала. Для лучшего понимания права и его норм необходимо рассмотреть, что отличает право от норм морали и что их связывает. Между правом и моралью существует тесная связь, в морали право получает нравственную опору. И право, и мораль опираются на справедливость как на меру и критерий своих норм. Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель. Право не может оторваться от жизни, от экономических и культурных условий. Право регулирует поступки людей. Мораль чистоту мыслей и чувств. Нормам права подчиняется все население. Исполнение норм права обеспечивается государством, исполнение норм морали совестью. Мораль и право поддерживают друг друга. Именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое. Право, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения. Нравственные начала закреплялись в праве: уважение личности, ниспровержение рабства, крепостничества, равноправие для всех. Правовая система требует известного смягчения в применении к жизни. В судебных решениях часто отвлеченная правда закона смягчается действием милости по отношению к конкретным случаям. Особенно ярко это проявляется в отношении несовершеннолетних. В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок может быть основан на праве. Но воспитание правового сознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Усвоение норм морали и нравственности происходит, по существу, на всех уроках школьной программы. Это, так называемое, обыденное правосознание. Задача учителя права или преподавателя элективных курсов по праву состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного сознания до теоретического, и затем в определенных случаях, посредством профильного обучения, ввести в сферу профессионального уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания права в школе, М., 2004.) Цели: - показать на основе работы с правовыми документами, что нормы морали и нравственности существуют в тесном единстве с нормами права;
- правовая система требует смягчения в своем применении к жизни;
- право в свою очередь также влияет на мораль, что делает жизнь общества более устойчивой;
- донести до юных граждан, что профессия юриста – моральна.
Задача: формирование правосознания как совокупности представлений людей о праве с точки зрения морали, нравственности и законодательных актов. Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов, изучающих право и обществознание. Кроме того, он может быть использован для проведения факультативных занятий в 8 классе. Предполагаемый ЭК предусматривает различные формы занятий: учебные лекции, дискуссии, коллективное обсуждение вопросов, подготовка сообщений. Программа сориентирована на активную самостоятельную работу учащихся, что способствует формированию умений и навыков, необходимых для продолжения образования в вузах, а также для успешной адаптации в современном обществе. Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс за 14 часов, 17 часов. Занятия 1–7 можно использовать как самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7 кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу истории – 6, 7, 8 классы. Содержание курса: Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи. Традиции. (2 часа) Лекция знакомит с данными понятиями. Первые правила поведения – религиозные. Учащимся предлагается работа с Библейскими заповедями. На обсуждение выносится вопрос:»Почему сохранились обычаи?». Домашнее задание: составить синквейн «Мораль». Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час) Как возникло право. Первые законы древнейших государств мира. Общее и различное между понятиями. Учащиеся работают с фрагментами законов шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ. Группа получает фрагменты документов и вопросы к ним: 1. Из какого закона ваш фрагмент? 2. Назовите страну, где действовал этот закон. 3. Дайте краткую характеристику наказаний. 4. Самый строгий закон. 5. Возможно ли говорить о нормах морали и нравственности в данных законах? Домашнее задание: составить синквейн «Закон». Занятие № 3. Первые письменные правила поведения на Руси и России. (3 часа) Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с документами: «Поучения», «Домострой», «Юности честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами к документам. С первого занятия собирается материал для написания эссе: «Появление первых письменных правил поведения – прогресс или регресс?» Домострой Форма урока: лабараторно-практическое занятие. Цель: составить картину русского быта, нравов, обычаев, характерных для XVI столетия. Учащиеся по ходу чтения источника заполняют таблицу, либо обсуждение проходит устно. Вопросы для анализа: | Результат работы | 1. Каково место церкви в жизни русского человека? | | 2. Каковы взгляды на природу царской власти? | | 3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя» | | 4. Семейные отношения | | 5. Отношение к слугам | | 6. Уровень хозяйства России | | 7. Православные обряды | | Дополнительные вопросы: 1. Почему «Домострой» является ценным историческим источником для изучения целой эпохи развития русского общества? 2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня? 3. В чем разница между современным понятием «домострой» и тем смыслом, который вкладывали в него наши предки? «Поучения» Владимира Мономаха – первая попытка регламентировать отношения в обществе. Цель: - Продолжить и закрепить навыки работы с документами.
- Показать на примере документа, что Русь стремится к объединению на моральной основе.
- Показать роль личности в истории на примере В.Мономаха.
Вопросы для обсуждения: Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что дало ему право написать его? Можно ли Поучение назвать исповедью? В это время в Киевской Руси определились представления о нравственном княжеском идеале с точки зрения христианских требований. Как раскрывает поучение этические обязанности князя: – долг перед отечеством – народом – своей дружиной – церковью – семьей – братьями-князьями В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном состоянии духа. Какими тремя добрыми делами избавляется человек от врагов и побеждает их. Найдите эти слова в тексте. Выделите княжеские и общечеловеческие характеристики князя. Какие идеи Поучения актуальны сегодня? Определите жанр Поучения. Какое наставление могут написать ваши родители вам? Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок? Оставил ли он след в ваших сердцах? Выразите свое отношение к князю. Юности честное зерцало Цель: изменения правил и норм поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ. Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и отличие. Учащиеся работают по вопросам, поставленных к документу? Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час) Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская правда»по вопросам: Таблица: «Русская правда» Выводы | Законы русские | 1. В судебнике сохранились традиции родовой мести. | | 2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных | | 3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство | | 4. Законы запрещают частную собственность (какую) | | 5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (назовите занятия) | | 6 Феодальной вотчине противостои...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.30 | Просмотров: 2391
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|