Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Доклад на педагогическом совете по теме: Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Доклад на педагогическом совете по теме: Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение


Автор(ы): Юмина Елена Антоновна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Введение.
В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Государственная политика в области образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально-финансовую поддержку школе.
Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.
Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, формы методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, его познавательных интересов личностных качеств, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.
Каковы же цели и ценности современной общеобразовательной школы?
И.С. Якиманская отвечает на вопрос так: “Это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “ усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов”.
Отметим, что в личностно-ориентированном образовании личность обучаемого занимает важное место. В педагогике, психологии и философии понятие “личность”, “индивид”, “субъект” являются рядоположенными, хотя каждое из них имеет определенную специфику.
Л.И. Божович считает, что “личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психологического развития.
Во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей. Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели. В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса. В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания. В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого “открытия” им собственного “Я”, самовыражение и личностная реализация.
2. Современные модели образования и гуманные, личностно ориентированные психолого-педагогические теории.
Гуманизация и личностная ориентация образования потребовала проведение комплексных педагогических исследований, переосмысление накопленного педагогического опыта.
Отметим, что личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучаемого. Подобные концепции естественного роста были заложены ещё Ж.Ж.Руссо и развиты далее Д. Дьюи и другими педагогами гуманистами. В наши дни их теории получили новое звучание, когда в центр современной педагогической системы выдвигается ученик. В соответствии с концепцией естественного роста, содержание учебных планов и программ должно учитывать индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении окружающего мира. Обучающим предоставляется определенная свобода в выборе последовательности учебных действий, в выборе темпа работы на занятии. Но обучаемым предоставляется именно свобода, а не вседозволенность. Поэтому практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.
Гуманистические принципы и личностная направленность образования пропагандировались и в трудах известных советских педагогов Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. они отличались от общественных идей и по своей сути были глубоко демократичными и человечными.
Среди известных педагогических теорий, которые следует взять за основу при разработке концепции личностного ориентированного образования, выделим метод проблемного обучения, дифференцированное обучение Дж. Конанта, систему развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и систему “гуманной педагогики” Т.А. Амонашвили. С этими методиками вы все знакомы, я не буду на них останавливаться, они подробно рассматривались на предыдущих педагогических советах, лишь хочется отметить, что Якиманская И.С., Панюкова С.В., Якунина Я.С. и другие делают вывод о том, что существующий подход к проектированию содержания образования не соответствует требованиям современного общества к личности и уровню развития её познавательных возможностей. Следовательно, назрела объективная необходимость создания и внедрения нового личностно ориентированного подхода к образованию. Причем такого подхода, который не отбрасывает всё то, что накоплено в теории педагогики и психологии, а берет за основу некоторые из известных педагогических концепций, развивает их и дополняет.
Личностно ориентированное образование должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:
  1. В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.
  2. Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
  3. В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
  4. В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Проведенное исследование позволило выделить и ряд проблем, не исследованных в рассмотренных выше психолого-педагогических теориях.
  1. Приоритеты интеллектуального и духовного начала личности.
  2. Выявление условий, способствующих функционированию обучаемого в качестве субъекта познания.
  3. Выявление требований современного общества к уровню личностного развития, формирования личностных качеств, способствующих успешной адаптации молодого человека в обществе.
  4. Условия развития социальных и коммуникативных возможностей индивидуума.
3. Современные подходы к теории личностно-ориентированного образования.
Теоретическая модель личностного-ориентированного образования включает в себя цели, задачи, назначение, особенности и дидактические принципы.
Определим сущность, цели, задачи и особенности личностно ориентированного образования и обучения опираясь на работы Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского, В.В. Серикова, И.С. Якиманской.
По теории Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется во круг подхода к учащимся как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”.
При посещении уроков учителей нашего лицея просматривается акцент на личностно ориентированный подход в общении, а, именно, учителя планируют урок так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает учащийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.
По теории В.В. Серикова личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно реализовать возможности ученика в соответствии с его способностями, раскрыть интеллектуальный потенциал личности.
Целью личностно ориентированного образования автор называет создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
  • функция избирательности (способность человека к выбору);
  • функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
  • функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
  • формирующая функция (формирование образа “Я”);
  • функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
4. Модели личностно ориентированного обучения, предложенные И.С. Якиманской.
В исследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели личностно-ориентированного обучения: социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая модель.
Социально-педагогическая модель реализует социальный заказ общества на личность, которую необходимо образовать и воспитать. Личность при этом понимается в качестве социокультурного продукта среды и воспитания. Эта модель реализовала требование общества воспитать личность с заранее заданными свойствами. Личность при этом понималась как типовое явление, “усредненный” вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п. Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех (всеобщее 10-летнее образование, борьба с второгодничеством и т.д.)
Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления. Направленность такой технологии можно обозначить так: “Мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать и я этого добьюсь”. Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, воспитание как мы это называли гармонической всесторонне развитой личности.
Предметно-дидактическая модель личностно ориентированной педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системы в процессе обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом рациональных приемов их усвоения и т.п. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики научной области знания, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого ученика как носителя субъективного опыта с имеющейся у него индивидуальной готовностью, предпочтениями к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний.
Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях личности понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии. И.С. Якиманская, исследуя личностно ориентированное обучение, отмечает, что переориентация обучения на цели развития личности предполагает учёт рекомендаций психологов в области личностного развития и межличностной дифференциации. Действительно, до сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучаемого. Личность ученика слишком сложна и многогранна в проявлении своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития.
И.С. Якиманская считает, что “реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены “векторов” в педагогике: от обучения как нормально построенного процесса (и в этом жестко регламентированного) к учению как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания сове...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.30 | Просмотров: 2847

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340