Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Внеклассное занятие по изобразительному искусству Осенний день. Работа изостудии Вдохновение
Автор(ы): Соснова Ирина Анатольевна, учитель изобразительного искусства
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Осенний день» Цель: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - формирование эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства;
- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
- развитие способностей воспринимать произведения искусства как проявления духовной деятельности человека;
- формирование целостного представления о национальной художественной культуре.
Оборудование: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», портрет А. Чехова, «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка», «Осенние листья», Поздняя осень», «Осенний пейзаж с церковью», В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана», диск с записью музыки П. Чайковского «Времена года», компьютер, мультимедийный проектор. Октябрь серебристо-ореховый, Блеск заморозков оловянный. Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана. Б. Пастернак ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? II. Беседа по теме урока В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…». Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью. А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся. Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени. Презентация Слайды 1-2 Исаак Ильич Левитан также как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые краски лета, смывала дождями зелень. Рощи становились сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и сам воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Слайд 3-4 Осень на картинах Левитана очень разнообразна. В своих произведениях он воспевал красоту и величие русской природы. Удивительный дар был у Левитана, все, что рождалось под его кистью, начинало петь. Слайд 5 Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его «золотая осень». Когда смотришь на его картину, то можно услышать нежно звучащие тихие переливы монастырских колоколен. Смотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Звучат колокола. – Как вы думаете, какой период осени изобразил художник на картине? – Как отразил Левитан в своем произведении состояние природы? Слайд 6 У А.П.Чехова в повести «Степь» есть такие строки: «Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка». Полотно «Золотая осень» это не иллюстрация к произведению Чехова. Скорее наоборот, это комментарий к полотну Левитана. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников - друзей. Их творчество близко и по своему художественному языку – простому и ясному, правдивому и поэтическому. Много близкого в их восприятии природы, в тех глубоких душевных движениях, которые пробуждал в них родной пейзаж и которые находили выражение в сложных поэтических образах, где в звуках радости слышались ноты печали, а печаль светлела перед разлитой вокруг красотой и гармонией природы. Бодрое, радостное чувство пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист и прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы. Слайд 7 Русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу, любовался ее пейзажами, подолгу гулял по лугам, лесным тропкам, собирая лесную ягоду, грибы. Композитор сочинил много музыкальных произведений, рассказывающих о красоте природы и одно из них фортепианный цикл «Времена года», включающий в себя двенадцать пьес, каждая из которых рассказывает о каком-то месяце. 12 пьес – 12 месяцев. Одна из пьес называется «Осенняя песня» или «Октябрь». – Ребята, а сейчас послушайте произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает? Какие вызывает чувства? Слушаем пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года». – Это произведение вызывает чувство грусти. – Вы услышали только грусть и задумчивость в музыке? – Звучала и радостная, быстрая музыка. Словно выглянуло солнышко. Вы правильно услышали и почувствовали музыкальное произведение. Ведь у осени есть и дождливые дни и солнечные. Поэтому музыка спокойная, печальная и в тоже время светлая, нежная, как само это время – месяц октябрь. Слайд 8 – Ребята, какие строки из стихов...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.30 | Просмотров: 1714
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|