Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное занятие по изобразительному искусству Осенний день. Работа изостудии Вдохновение - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Внеклассное занятие по изобразительному искусству Осенний день. Работа изостудии Вдохновение


Автор(ы): Соснова Ирина Анатольевна, учитель изобразительного искусства


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Осенний день»
Цель: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
  • формирование эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
  • развитие способностей воспринимать произведения искусства как проявления духовной деятельности человека;
  • формирование целостного представления о национальной художественной культуре.
Оборудование: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», портрет А. Чехова, «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка», «Осенние листья», Поздняя осень», «Осенний пейзаж с церковью», В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана», диск с записью музыки П. Чайковского «Времена года», компьютер, мультимедийный проектор.
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
Б. Пастернак
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Беседа по теме урока
В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…».
Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью.
А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени.
Презентация
Слайды 1-2
Исаак Ильич Левитан также как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые краски лета, смывала дождями зелень.
Рощи становились сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.
Изменялся не только цвет земли, но и сам воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
Слайд 3-4
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. В своих произведениях он воспевал красоту и величие русской природы. Удивительный дар был у Левитана, все, что рождалось под его кистью, начинало петь.
Слайд 5
Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его «золотая осень». Когда смотришь на его картину, то можно услышать нежно звучащие тихие переливы монастырских колоколен.
Смотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Звучат колокола.
– Как вы думаете, какой период осени изобразил художник на картине?
– Как отразил Левитан в своем произведении состояние природы?
Слайд 6
У А.П.Чехова в повести «Степь» есть такие строки: «Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка». Полотно «Золотая осень» это не иллюстрация к произведению Чехова. Скорее наоборот, это комментарий к полотну Левитана. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников - друзей. Их творчество близко и по своему художественному языку – простому и ясному, правдивому и поэтическому.
Много близкого в их восприятии природы, в тех глубоких душевных движениях, которые пробуждал в них родной пейзаж и которые находили выражение в сложных поэтических образах, где в звуках радости слышались ноты печали, а печаль светлела перед разлитой вокруг красотой и гармонией природы.
Бодрое, радостное чувство пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист и прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы.
Слайд 7
Русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу, любовался ее пейзажами, подолгу гулял по лугам, лесным тропкам, собирая лесную ягоду, грибы. Композитор сочинил много музыкальных произведений, рассказывающих о красоте природы и одно из них фортепианный цикл «Времена года», включающий в себя двенадцать пьес, каждая из которых рассказывает о каком-то месяце. 12 пьес – 12 месяцев. Одна из пьес называется «Осенняя песня» или «Октябрь».
– Ребята, а сейчас послушайте произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает? Какие вызывает чувства?
Слушаем пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года».
– Это произведение вызывает чувство грусти.
– Вы услышали только грусть и задумчивость в музыке?
– Звучала и радостная, быстрая музыка. Словно выглянуло солнышко.
Вы правильно услышали и почувствовали музыкальное произведение. Ведь у осени есть и дождливые дни и солнечные. Поэтому музыка спокойная, печальная и в тоже время светлая, нежная, как само это время – месяц октябрь.
Слайд 8
– Ребята, какие строки из стихов...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.30 | Просмотров: 1714

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340