Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-исследование Жизнь в океане - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-исследование Жизнь в океане


Автор(ы): Володина Елена Николаевна, учитель географии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок-исследование
Цели урока:
  • познакомить учащихся с условиями жизни в океане,
  • сформировать представление о биологических богатствах океана
Оборудование:
  • карта Мирового океана
  • таблицы групп морских организмов по типу местообитания
  • рисунки морских организмов
  • сообщения учащихся
  • магнитофон
  • диск CD Sea Of Tranguility
  • телевизор, DVD-проигрыватель
  • DVD-диск Австралия
Эпиграф к уроку:
Ни разу не был я на океане.
Мне даже не представить никогда,
Что на каком - то там меридиане
От полюса до полюса вода.
П.Богданов
ХОД УРОКА
1. Организационный момент

Звучит музыка Шум моря

- Мировой океан - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы.
2. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы с вами познакомились со схемой поверхностных течений в океане. Дома вы нанесли их на контурные карты и сейчас мы ещё раз назовем и покажем некоторые из них.
Фронтальный опрос
- Что такое течение? ( поступательные движения водных масс в горизонтальном направлении )
- Какие виды течений вы знаете? ( ветровые и стоковые)
- Как вы обозначили течения на контурных картах?
- Гольфстрим у берегов Скандинавии имеет температуру +4° С. Какое это течение? (теплое)
- Канарское течение у берегов Африки имеет температуру +23° С. Какое это течение? (холодное)
- Почему? Объясните.
Работа с картой.
Показать на карте: Гольфстрим, Курасио, течение Западных ветров, Пассатные течения, Муссонное, Калифорнийское, Канарское, Бенгельское.
- Какое направление имеют теплые течения? ( от экватора)
- Холодные течения? ( к экватору)
3. Изучение нового материала

- К сегодняшнему уроку вы готовились все и провели небольшие исследования, которыми сейчас поделитесь со своими одноклассниками.
- Сейчас мы узнаем об одном очень увлекательном явлении в океане.
Пустыня Атакама, Перуанское течение и Эль-Ниньо
Атакама - одна из прибрежных пустынь западного побережья Южной Америки с экстрааридным (очень сухим) климатом. Пустынность ее обусловлена влиянием холодного Перуанского течения, обогащенных кислородом и минеральными элементами, обильно фито- и зоопланктон, которым питаются анчоусы, которых потребляют многочисленные птицы, формирующие залежи гуано на побережье.
Примерно раз 8-12 лет, обычно в феврале- марте, когда ослабевает юго- восточный пассат, а значит и Перуанское холодное течение, от экватора начинает распространяться эпизодическое теплое течение Эль-Ниньо (от испанского - младенец).
Приход теплых малопродуктивных вод, бедных кислородом и планктоном, оказывает катастрофическое влияние на экосистему прибрежных районов. Например, в 1982г. Температура поверхностных вод океана, во время прихода Эль-Ниньо, превысила средние многолетние значения на 8-10c С. Из прибрежных районов исчезли анчоусы, за ними гибли или улетали многочисленные птицы, которые питаются в основном рыбой. В районе Галапагосских островов численность морских игуан сократилась на 30-35%, бескрылых бакланов- на 45%, галапагосских пингвинов- на 78%; погибли почти все новорожденные морские котики.
В этот период над пустыней Атакама разражаются тропические ливни. Обилие осадков приводит к тому, что в Атакаме появляются растения- эфемеры и масса насекомых, пустыня покрывается цветущим ковром, но это мало радует местных жителей, так как прекращается лов анчоусов и они остаются без средств к существованию.

Такое состояние обычно продолжается 3-6 месяцев, после чего теплое течение Эль-Ниньо отодвигается к экватору, а холодное Перуанское течение занимает свое обычное место. Все природные процессы начинают развиваться в обратном направлении: подъем глубинных вод (апвеллинг), богатых кислородом и питательными веществами, ведет к обильному размножению фитопланктона и зоопланктона, появляются анчоусы, затем прилетают многочисленные птицы. В пустыне Атакама прекращаются осадки, довольно быстро выгорает растительность, исчезают насекомые - пустыня приобретает обычный вид.
Исследования последних лет показали, что появление Эль-Ниньо оказывает влияние не только на природные компоненты региона, но и на систему океан - атмосфера в глобальном масштабе. В годы развития Эль-Ниньо в юго-восточной части Тихого океана устанавливается зона пониженного давления, а в бассейне Индийского океана - повышенного. Это вызывает засухи в Индии, Восточной Африке, Австралии. Возможно, что влияние Эль - Ниньо еще шире, имеет глобальный характер, и его ощущают даже жители Москвы (не с этим ли связаны бесконечные погодные аномалии последних лет?).
Более того, в последние десятилетия Эль - Ниньо появляется все чаще и чаще. Возможно это связано глобальным потеплением на Земле и растущими выбросами в атмосферу парниковых газов в результате деятельности человека.
Разнообразие морских организмов.
- Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м, и даже там, где образуется новая земная кора, где из глубин Земли через разломы поступает горячая магма, где высокие температуры и огромное давление.
Просмотр видеофрагмента о Коралловом рифе
( диск Австралия из серии Золотой глобус)

- Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Поэтому разнообразие жизни в нем необычайно велико.
- В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов - от одноклеточных микроскопических растений и животных до морских гигантов.
- По образу жизни морские организмы делятся на три группы:
  • нектон - активно плавающие животные;
  • планктон - пассивно плавающие;
  • бентос - организмы, живущие на дне.
Выступления учащихся.
Они рассказывают о представителях разных групп.
Выставка рисунков.

ГУБКИ
, тип преимущественно морских колониальных беспозвоночных. Высота одиночных губок колеблется от нескольких мм до 3 см, размеры колоний могут достигать 1,5 м. Форма колоний разнообразна - от бесформенных наростов и ковриг, до почти правильных бутылей, чаш или шаров. Губки имеют форму мешка или бокала, который основанием (подошвой) прикреплен к субстрату, а находящимся на противоположном конце отверстием (устьем) сообщается с окружающей средой.
Ткани и органы у губок не дифференцированы, однако наблюдается специализация клеток по выполняемым функциям. Среди них встречаются покровные, опорные и скелетные, а также воротничковые и амебоидные клетки. Последние способные образовывать псевдоподии для захвата пищевых частиц. У губок развивается как минеральный, так и органический скелет, представленный известковыми (CaCO3) или кремниевыми (...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.02 | Просмотров: 2841

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340