Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока Движение и выступление декабристов - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка урока Движение и выступление декабристов


Автор(ы): Феськова Ольга Владимировна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели
  • Систематизировано, наглядно представить учащимся путь развития движения декабристов, четко сформулировать основные их идеи, программные документы, раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие подняться на восстание;
  • Вывести фактические знания учащихся на уровень причинно-следственных связей, обобщений, выводов
  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости за лучших сынов Отечества.
Оборудование:
  • учебник “История России XIX века” П.Н. Зырянов;
  • документы;
  • портреты декабристов, картина “Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади”, выставка книг о декабристах, рефераты и доклады учащихся, презентация “Движение декабристов” (Приложение).
Эпиграфы:
“Отчизне посвятим души прекрасные порывы”. (А.С.Пушкин)
“Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”. (А.И.Герцен)
Элемент театрализации:
Выступления от первых лиц-декабристов говорят заранее подготовленные юноши, которые отличаются от всех остальных внешним видом: в цилиндрах, сделанных из бумаги, на белых рубашках повязаны черные банты.
Основные понятия:
  • Династический кризис
  • Диктатор восстания
  • Присяга
  • Манифест
  • Междуцарствие
Основные даты:
14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади
План урока:
  1. Причины движения декабристов
  2. Организации дворянских революционеров
  3. Восстание декабристов, причины его поражения
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Тема нашего урока “Движение и выступление декабристов”.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина “Отчизне посвятим души прекрасные порывы” и А.И.Герцена ““Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.
Откройте тетради и запишите тему урока и один из эпиграфов, на ваш выбор.
Наш урок сегодня несколько необычен, это урок – исторический экскурс, на котором будет присутствовать элемент театрализации, от лица декабристов выступят учащиеся класса.
На доске написан план нашего урока (читает), запишите его в тетрадь.
В ходе урока мы будем решать следующие задачи:
  • проследить путь развития движения декабристов
  • сформулировать основные их идеи, программные документы
  • раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие подняться на восстание
Учащиеся: Записывают тему, план урока и один из эпиграфов в тетрадь
I. Причины движения декабристов
Учитель: Работать с вами мы будем по группам и начнем с работы с документами, которые лежат у вас на столах. Прочитайте отмеченные красной пастой документы и выделите в них причины движения декабристов.
Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает набор документов для анализа и выводов
Учитель: Записывает кратко на доске причины, называемые учащимися
Учащиеся: Записывают причины в тетради
II. Организации дворянских революционеров
Учитель: Брожение в обществе, постоянные ожидания реформ затронули в России первой четверти XIX века широкие слои населения. Но с особой остротой они отразились на просвещенной, молодой, а потому наиболее решительной части российского офицерства. Многие из офицеров прошли великое испытание Отечественной войной 1812 года, победителями вступили в Париж. Большинство из них воспитывалось на идеях французских просветителей. Они с восторгом принимали Великую французскую революцию, свято поклонялись лозунгу “Свобода, Равенство, Братство”. Их взгляды во многом совпадали с настроениями молодого царя Александра I. Они с энтузиазмом встречали каждый конституционный шаг императора и с негодованием осуждали проявление реакционных черт российской жизни в послевоенные годы. Они мечтали о свободной, сильной, просвещенной России, о сокрушении феодально-крепостнической системы и неограниченного самодержавия. Свято верили в законность и справедливость. Верили в свои молодые силы и во имя родины готовы были принести любые жертвы.
Итак, мы обозначили как внутренние, так и внешние причины движения декабристов.
Свое развитие движение декабристов получило задолго до восстания на Сенатской площади.
Начиная с 1814 по 1815 годы существовали легальные объединения, называемые Артели, их основной деятельностью было обсуждение проблем России.
С 1816 по январь 1818 года дворяне-офицеры объединяются в организацию “Союз спасения”, он уже становится полулегальным и целью их является ликвидация крепостного права и самодержавия, введение Конституции, своим методом они избирают заговор.
С января 1818 года по март 1821 происходит преобразование организации “Союз спасения” в “Союз благоденствия”, он по-прежнему полулегальный, но теперь основной целью является подготовка общественного мнения, члены его ведут активную просветительскую работу и занимаются благотворительностью. Основным же методом они видят революцию.
С марта 1821 по 1825 год существует два тайных общества “Южное” и “Северное”, программными документами которых являются “Конституция” и “Русская правда”, но они уже избирают метод военной революции.
“Южное общество” было создано на Украине, возглавил его Павел Пестель, программным документом являлась “Русская правда”, от лица этого декабриста выступит ______________________.
Учитель: Программа Пестеля отличалась тем, что в ней отводилась большая роль государству и ограничению личных свобод: запрещались политические партии и все религии, кроме христианской. Собственность могла быть отнята государством. По мнению Пестеля, после переворота вводилась диктатура на 10-15 лет.
“Северное общество” было создано в Петербурге, и возглавил его Никита Муравьев, программным документом являлась “Конституция”
От лица Никиты Муравьева выступит __________________________.
Учитель: Давайте рассмотрим и сравним государственное устройство России по представлению этих двух революционных организаций.
III. Восстание декабристов, причины его поражения
Учитель: Восстание было неизбежно, к тому же в России сложилась непростая ситуация с властью. Давайте вспомним некоторые факты.
Беседа:
  • Когда умер Александр I? (19 ноября 1825 г.) (с.47 учебника)
  • В чем загадка его смерти?
  • Объясните понятие “междуцарствие”?
  • Почему сложилась такая ситуация?
  • Почему декабристы выбрали для восстания день 14 декабря 1825 года?
Учитель: Давайте предоставим слово _____________________________ от лица декабриста Николая Бестужева.
Ученик: Н.Бестужев: (выступление ученика в роли декабриста)
Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А.И.Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Рылеев настаивал на физическом уничтожении царя, чтобы внести смятение в ряды его сторонников и тем самым обеспечить успех декабристам. Каховский намеревался проникнуть в Зимний дворец и убить Николая.
Однако от цареубийства пришлось отказаться. Планировался также захват Петропавловской крепости. Декабристы накануне восстания и спустя много лет считали, что успешный исход восстания был вполне вероятен
Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества было влечением сердца каждого из декабристов. А что же царское правительство? Сам царь?
Ученик: Выступление ученика от лица Николая I.
Учитель: Намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа. Они собрались на Сенатской площади только к 11 часам. Диктатор Трубецкой не явился на площадь, что дезорганизовало восставших.
Императору Николаю I удалось удержать большую часть гарнизона и подтянуть к площади 12 тысяч солдат с артиллерией. Губернатор Петербурга Милорадович пытался уговорить солдат разойтись, но был убит Каховским. Вот как описывается это в документе:
Ученик читает: “Один из членов тайного общества князь Оболенский, видя, что такая речь может подействовать, выйдя из каре, убеждал графа отъехать прочь, иначе угрожал опасностью. Заметя, что граф не обращает на него внимания, он нанес ему штыком легкую рану в бок. В это время граф сделал вольт-фас (крутой поворот на коне лицом к противнику), а Каховский выпустил в него из пистолета роковую пулю… Когда у казармы сняли его с лошади и внесли в квартиру, он имел последнее утешение прочитать собственноручную записку нового своего государя с изъявлением сожаления – в 4-ом часу его уже не существовало”.
Учитель: Каховский в тюрьме горько сожалел о своем выстреле, а декабрист Трубецкой вспоминал о Милорадовиче как о славном полководце. Не будучи трусом, сам Трубецкой впервые в жизни смалодушничал, что послужило одной из причин провала своего дела. Отсутствие крепкого и грамотного руководства внесло растерянность и дезорганизацию в ряды восставших. Послушаем воспоминания еще одного декабриста Розена Андрея Евгеньевича…
Ученица читает: “ Всего на площади в рядах восстания больше 2000 солдат. Это сила в руках одного начальник...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.03 | Просмотров: 3306

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340