Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период их адаптации
Автор(ы): Фирсова Ирина Васильевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переход из младшей школы в среднюю- интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Наличие указанных тенденций, серьезность данной проблемы, а также выход статьи М. Битяновой о психолого –педагогическом сопровождении школьников на этапе перехода из начального звена в среднее[5], подтолкнули нас серьезно отнестись к этой проблеме и начать работу в данном направлении. С 2001 и по настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения в период их адаптации является одной из основных. Есть определенные результаты и наработки, с которыми хотелось бы поделиться. Цель работы: Психолого-педагогическая поддержка в период адаптации в новой социально-педагогической ситуации и оказание помощи пятиклассникам. не приспособившимся к этой ситуации. Задачи: - создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, обгнию.
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы: - Организационная работа( проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
- Психологическая диагностика.
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
- Профилактическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа
- Аналитическая работа.
Организационная деятельность. Ежегодно с данной проблемой мы проводим ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся. Знакомим их с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомим их с основными задачами и трудностями первичной адаптации. тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.[4] Например, для учителей будущих пятых классов проводятся семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения” Педагоги предметники, классные руководители которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.[5]. Со стороны родителей необходимо получить согласие на проведение тренинговых и коррекционных занятий с их детьми. Мы знакомим их с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных). Говорим о возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку. Психологическая диагностика. Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста. Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки и ведущей репрезентативной системы. Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо: - проконсультироваться у психолога, невропатолога.
- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
- скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
- развивать произвольность и умение развивать свое поведение .
Консультативная работа. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Тематика семинаров была обозначена в разделе “Организационная работа”. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе[4].Здесь мы говоримо том, какую помощь в адаптации смогут оказать своим детям родители. Знакомим их с играми и упражнениями из “Семейной игротеки”, которые они могут выполнять вместе со своими детьми, а также с программой действий для родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни; с требованиями к уровню подготовки учащихся по основным учебным предметам; с нормативно-правовой документацией, регламентирующей права и обязанности родителей [2],с психогигиеническими требованиями к рабочему месту ребенка и отрабатываются режимные моменты. Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Например, занятия по следующим темам: “Учимся планировать”, “Ошибки в организации своего времени”, “Как готовить домашнее задание?”, “Как преодолевать неуверенность в себе?”, “Умеешь ли ты общаться?- урок самопознания”, “Как общаться с учителем?”[2]. Профилактическая работа . Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий [4] или цикла развивающих занятий. Посещение уроков, наблюдение за детьми осуществляется, когда они являются еще выпускниками начальной школы. В это же время проводится первый этап диагностической работы и развивающая психологическая игра “Дорога в пятый класс”[6]. Коррекционно-развивающая работа. Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции [10]. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам. Аналитическая работа. Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в данных классах. Приведу результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса. Тест не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проводимых контрольных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. На основе осознанного желания ребенка работать с подобными проблемами организуется групповая или индивидуальная работа.[4]. Анализируя результаты трехлетних наблюдений можно сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены (всего опрошено 241пятиклассник, из них 36% имеют повышенный уровень тревожности). Получается, что в среднем, не более 64% учащихся имеют нормальные значения по этому показателю. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что наиболее высоки показатели по 4,5,6 факторам: страх самовыражения, оценивания и страх несоответствовать ожиданиям окружающих. Это видно на диаграмме рис.1. Из диаграммы видно, что с каждым последующим годом показатели всех факторов тревожности уменьшаются и в 2003 году ни один показатель не превышает допустимые пределы(50%). Вероятно такое снижение тревожности детей связано с началом нашей совместной психолого- педагогической работ в этом направлении. Это лишь средние результаты (см. рис.1.) Если сравнивать показатели уровня тревожности у ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс (рис.2.), то можно сказать следующее: общая тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения и оценивания знаний в 5 классе стали ниже, чем в 4 классе. Однако остальные виды: потребность достижения успеха, страх несоответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.04 | Просмотров: 3429
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|