Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства


Автор(ы): Локотко Людмила Георгиевна, педагог-психолог, зам. директора


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ещё в педагогической практике не значился термин “психолого-педагогическое сопровождение”, а наша организация уже решала задачи, связанные с данной и актуальной на сегодняшний день проблемой.
Анализ предварительного сбора данных о психологическом статусе детей, оставшихся без попечения родителей, внедрение экспериментальной программы ИОСО, проведение лонгитюдного исследования совместно с Институтом Развития Личности РАО, большой объём и разноплановость проводимой работы позволили на основе рационального перераспределения штатного расписания создать психолого-коррекционную службу.
В состав службы входят следующие специалисты: психологи, учителя-логопеды, дефектолог, врач-педиатр, психиатр, массажист, валеологи и воспитатели. Последние возглавляют работу коррекционных студий: мелкой и речедвигательной моторики, сенсомоторики, арттерапии, игро- и куклотерапии. Основной упор в работе специалистов делается на проведение индивидуальных занятий с детьми, при этом создаются условия для доверительного общения ребёнка со взрослым, предоставляется возможность воспитаннику побыть один на один со взрослым, удовлетворяется важнейшая потребность в притязании на признание.
Многолетняя практика доказала эффективность следующих форм психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:
1. Сбор анамнестических данных о ребёнке
Разработан обязательный минимум документов для составления анамнеза о ребёнке, воспитывающемся в условиях депривации:
- социальная карта ребёнка,
- сведения о здоровье,
- история жизни ребёнка до поступления в учреждение,
- карта динамического развития,
- характеристики,
- дневники наблюдений,
- протоколы диагностических обследований ребёнка психологом, логопедом, дефектологом и др.
Кроме этого, имеются сведения о проводимой коррекционной и реабилитационной работе. Эти данные являются основой для составления плана и ведения индивидуальной работы с каждым воспитанником.
База данных фиксируется в компьютере и является доступной и востребованной всеми специалистами, ведущими сопровождение.
2. Психолого-педагогические консилиумы.
Данная форма действует в нашей школе с 1992 года. Председателем комиссии является заместитель директора по психолого-коррекционной работе. В состав консилиума входят специалисты группы сопровождения ребёнка: врачи, психологи, логопеды, дефектолог, и др.
Периодичность проведения педконсилиумов – три раза в год:
- Первоначальный
- Промежуточный
- Итоговый
Существуют разные формы проведения педконсилиумов с разными повестками, но мы практикуем такую, которая во главу ставит личность ребёнка, его особенности психофизического развития.
На заключительном заседании педконсилиума в конце года подводятся итоги индивидуального развития ребёнка, фиксируется динамика в поведенческой и когнитивной сферах, проводится анализ коррекционной и реабилитационной работы за год.
Материалы обсуждений, протоколы обследований детей, медицинские заключения помещаются в банк данных о ребёнке.
3. Организационное структурирование сопровождения
В течение ряда лет в учреждении создавались различные виды организации сопровождения: комплексные группы, возрастные, тематические. Наиболее приемлемым оказался вариант группы сопровождения по возрастным подразделениям:
  • детей дошкольного возраста,
  • младшего школьного возраста,
  • детей разновозрастных сообществ,
  • приходящих детей.
Группы возглавляют педагоги-психологи.
Кроме этого, служба сопровождения имеет профессиональную структуру:
- собственно психолого-коррекционная служба (педагоги-психологи, логопеды, дефектолог, психиатр, массажист, воспитатели);
- медицинская служба;
- служба социальных педагогов;
- валеологический отдел.
Таким образом, в нашей школе имеется достаточное число специалистов, накоплен определённый опыт психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников, необходимый для перехода на модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите.
Кроме этого, сотрудники психолого-коррекционной службы вели отслеживание результатов пробного патроната в рамках эксперимента “Погружение в атмосферу семьи” 1995-1996 гг:
Предварительная работа включала в себя следующие этапы:
- Обследование социальным педагогом потенциальной семьи.
- Психологические консультации для “социальных родителей”.
- Создание экспериментальных и контрольных групп дошкольников.
- Диагностика познавательной и личностной сферы ребёнка.
Особое внимание при обследовании уделялось особенностям формирования структуры самосознания личности ребёнка, потому, что в условиях депривации именно эта сфера является наиболее деформированной.
Погружение в семью
Дети дошкольного возраста были помещены в сельскую семью сроком на две недели. В обязанности “социальных родителей” входило не только воспитание и развитие детей, сохранность их здоровья, но и наблюдение за воспитанниками, ведение дневников.
Заключительный этап
После погружения в атмосферу семьи было проведено обследование психологического состояния и социальных навыков в контрольной и экспериментальной группах.
В экспериментальной группе наблюдалась динамика в познавательной сфере, значительно расширился запас представлений об окружающем мире. По проективному тесту “Фигура человека”, дошкольники стали выделять от 8 до 12 признаков половой принадлежности, до начала эксперимента 3-4. Снизились такие важные показатели в личностной сфере как тревожность, агрессивность, исчезли проявления аутизма.
Повторно эксперимент проводился в 2003-2004 учебном году. Погружение в атмосферу семьи осуществлялось уже несколько иным путём. В роли “социальных родителей” в этот раз выступили работники школы-интерната. Такой временный летний патронат также показал позитивные изменения в психическом и социальном статусе ребёнка.
Таким образом, практика доказала необходимость изменения предназначения учреждения внесемейного воспитания и перехода к учреждению нового типа, которое занимается вопросами устройства ребёнка в семью, то есть разработки и реализации новой модели.
В Центре психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут осуществлять специалисты следующих подразделений:
Реабилитационная служба
Приёмное отделение (Первичный медицинский осмотр, определение тяжести состояния ребенка и уровня псих...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.04 | Просмотров: 2051

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340