Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства
Автор(ы): Локотко Людмила Георгиевна, педагог-психолог, зам. директора
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ещё в педагогической практике не значился термин “психолого-педагогическое сопровождение”, а наша организация уже решала задачи, связанные с данной и актуальной на сегодняшний день проблемой. Анализ предварительного сбора данных о психологическом статусе детей, оставшихся без попечения родителей, внедрение экспериментальной программы ИОСО, проведение лонгитюдного исследования совместно с Институтом Развития Личности РАО, большой объём и разноплановость проводимой работы позволили на основе рационального перераспределения штатного расписания создать психолого-коррекционную службу. В состав службы входят следующие специалисты: психологи, учителя-логопеды, дефектолог, врач-педиатр, психиатр, массажист, валеологи и воспитатели. Последние возглавляют работу коррекционных студий: мелкой и речедвигательной моторики, сенсомоторики, арттерапии, игро- и куклотерапии. Основной упор в работе специалистов делается на проведение индивидуальных занятий с детьми, при этом создаются условия для доверительного общения ребёнка со взрослым, предоставляется возможность воспитаннику побыть один на один со взрослым, удовлетворяется важнейшая потребность в притязании на признание. Многолетняя практика доказала эффективность следующих форм психолого-педагогического и медико-социального сопровождения: 1. Сбор анамнестических данных о ребёнке Разработан обязательный минимум документов для составления анамнеза о ребёнке, воспитывающемся в условиях депривации: - социальная карта ребёнка, - сведения о здоровье, - история жизни ребёнка до поступления в учреждение, - карта динамического развития, - характеристики, - дневники наблюдений, - протоколы диагностических обследований ребёнка психологом, логопедом, дефектологом и др. Кроме этого, имеются сведения о проводимой коррекционной и реабилитационной работе. Эти данные являются основой для составления плана и ведения индивидуальной работы с каждым воспитанником. База данных фиксируется в компьютере и является доступной и востребованной всеми специалистами, ведущими сопровождение. 2. Психолого-педагогические консилиумы. Данная форма действует в нашей школе с 1992 года. Председателем комиссии является заместитель директора по психолого-коррекционной работе. В состав консилиума входят специалисты группы сопровождения ребёнка: врачи, психологи, логопеды, дефектолог, и др. Периодичность проведения педконсилиумов – три раза в год: - Первоначальный - Промежуточный - Итоговый Существуют разные формы проведения педконсилиумов с разными повестками, но мы практикуем такую, которая во главу ставит личность ребёнка, его особенности психофизического развития. На заключительном заседании педконсилиума в конце года подводятся итоги индивидуального развития ребёнка, фиксируется динамика в поведенческой и когнитивной сферах, проводится анализ коррекционной и реабилитационной работы за год. Материалы обсуждений, протоколы обследований детей, медицинские заключения помещаются в банк данных о ребёнке. 3. Организационное структурирование сопровождения В течение ряда лет в учреждении создавались различные виды организации сопровождения: комплексные группы, возрастные, тематические. Наиболее приемлемым оказался вариант группы сопровождения по возрастным подразделениям: - детей дошкольного возраста,
- младшего школьного возраста,
- детей разновозрастных сообществ,
- приходящих детей.
Группы возглавляют педагоги-психологи. Кроме этого, служба сопровождения имеет профессиональную структуру: - собственно психолого-коррекционная служба (педагоги-психологи, логопеды, дефектолог, психиатр, массажист, воспитатели); - медицинская служба; - служба социальных педагогов; - валеологический отдел. Таким образом, в нашей школе имеется достаточное число специалистов, накоплен определённый опыт психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников, необходимый для перехода на модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите. Кроме этого, сотрудники психолого-коррекционной службы вели отслеживание результатов пробного патроната в рамках эксперимента “Погружение в атмосферу семьи” 1995-1996 гг: Предварительная работа включала в себя следующие этапы: - Обследование социальным педагогом потенциальной семьи. - Психологические консультации для “социальных родителей”. - Создание экспериментальных и контрольных групп дошкольников. - Диагностика познавательной и личностной сферы ребёнка. Особое внимание при обследовании уделялось особенностям формирования структуры самосознания личности ребёнка, потому, что в условиях депривации именно эта сфера является наиболее деформированной. Погружение в семью Дети дошкольного возраста были помещены в сельскую семью сроком на две недели. В обязанности “социальных родителей” входило не только воспитание и развитие детей, сохранность их здоровья, но и наблюдение за воспитанниками, ведение дневников. Заключительный этап После погружения в атмосферу семьи было проведено обследование психологического состояния и социальных навыков в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальной группе наблюдалась динамика в познавательной сфере, значительно расширился запас представлений об окружающем мире. По проективному тесту “Фигура человека”, дошкольники стали выделять от 8 до 12 признаков половой принадлежности, до начала эксперимента 3-4. Снизились такие важные показатели в личностной сфере как тревожность, агрессивность, исчезли проявления аутизма. Повторно эксперимент проводился в 2003-2004 учебном году. Погружение в атмосферу семьи осуществлялось уже несколько иным путём. В роли “социальных родителей” в этот раз выступили работники школы-интерната. Такой временный летний патронат также показал позитивные изменения в психическом и социальном статусе ребёнка. Таким образом, практика доказала необходимость изменения предназначения учреждения внесемейного воспитания и перехода к учреждению нового типа, которое занимается вопросами устройства ребёнка в семью, то есть разработки и реализации новой модели. В Центре психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут осуществлять специалисты следующих подразделений: Реабилитационная служба Приёмное отделение (Первичный медицинский осмотр, определение тяжести состояния ребенка и уровня псих...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.04 | Просмотров: 2051
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|