Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Организация Круглого столана уроках обобщающего повторения
Автор(ы): Трунова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Уроки обобщающего повторения могут проводиться в форме “Круглого стола”. Работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр, ребята садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся карточки с вопросами по изучаемой теме. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока, сложности материала, уровня обученности класса и т.д. Ученики по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику, вытащившему вопрос. Если кто-то хочет дополнить или опровергнуть точку зрения отвечающего, он также может участвовать в обсуждении данного вопроса. Затем конверт переходит к следующему ученику. Желательно, чтобы количество карточек соответствовало количеству учащихся в классе. Какова ценность данного типа урока? Во-первых, происходит обобщение изученного материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся. Во-вторых, у ребят формируются умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме. Часто при подобной форме работы выявляются полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Этого не стоит пугаться – наоборот, у учителя появляется прекрасная возможность научить ребят прислушиваться к чужому мнению и уважительно относиться к взглядам других людей по данному вопросу. В-третьих, бывают случаи, что класс коллективно формулирует проблему и так же коллективно ищет возможные пути ее решения. Таким образом, при данной форме работы достигается единство основных дидактических целей учебного процесса. Предлагаю разработки двух уроков, построенных по принципу “Круглого стола”: урок экономики по теме “Социальная экономика” (данный урок также может проводиться в курсе “Обществознание”) и урок обществознания по теме “Образование”. “Круглый стол” по теме “Социальная экономика” (курсы “Экономика”, “Обществознание”) Цели урока: - проверить знания учащихся по теме “Социальная экономика” и степень усвоения ими основных понятий и идей данной темы;
- подвести школьников к осмыслению основных социально-экономических проблем современного российского общества;
- подтверждать изученный на уроке теоретический материал конкретными жизненными примерами, то есть видеть практическую направленность полученных знаний;
- давать оценку изученным экономическим явлениям, основываясь на личном жизненном опыте;
- излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, уважать не совпадающую со своей точку зрения.
Оборудование: конверт, карточки с вопросами. Вопросы на карточках - Почему мы говорим “уровень жизни”, а не “уровень потребления”? Разве это не одно и то же?
- Правомерно ли утверждать, что, чем больше доходы людей и чем ниже розничные цены, тем выше уровень жизни? Аргументируйте ответ.
- В какой мере лично Вам знакомо понятие “потребительская корзина”? Где и для чего она используется?
- Как доходы населения и цены отражаются на уровне жизни? А на ее качестве?
- Какой смысл вкладывается в понятие “социальная защита населения”? Кого и от чего надо защищать?
- Какой смысл вкладывается в понятие “социальная поддержка населения”? Кого и в чем надо поддерживать?
- Что такое “социально уязвимые слои населения”? Кто, по Вашему мнению, входит в эту категорию?
- Ваше отношение к такому социальному явлению как нищенство.
- Можно ли создать общество без нищих и бомжей? Если можно, то какие меры необходимо предпринять? Если этого сделать нельзя, то по какой причине?
- Относятся ли охрана и восстановление окружающей среды к экономическим процессам? Аргументируйте ответ.
- Каков смысл выражения “социальная напряженность”? Приведите не менее трех примеров, иллюстрирующих это явление.
- Считаете ли Вы допустимым забастовки работников социальной сферы?
- Ухудшение деятельности каких отраслей социальной сферы наиболее быстро и пагубно скажется на благосостоянии людей?
- В какой мере Вы сами удовлетворены качеством Вашей жизни?
- Какие из показателей уровня жизни представляются Вам наиболее важными? Почему именно они?
- Какие из Ваших потребностей удовлетворяет школа? В какой степени?
- Какую социальную поддержку получают ученики школ?
- Какими видами социальной помощи пользуется Ваша семья? А лично Вы?
- Ваше отношение к проблеме платности образования и медицинской помощи.
- Как Вы понимаете социальную благотворительность? Приведите примеры.
- Каким образом лично Вы ощущаете на себе последствия недостаточной заботы об охране окружающей среды?
- Почему связь экономики и политики пролегает через социальную сферу?
- Может ли современное экономическое мышление привести к стабильности общества? Аргументируйте ответ.
- Как современное экономическое мышление может повлиять на эффективность работы предприятия?
- Обладает ли современным экономическим мышлением теневой бизнес?
- Попробуйте сформулировать основные причины неравенства доходов в обществе.
- “Вопрос-сюрприз” (задает учитель). В развитых странах мира промежуток между богатыми и бедными заполняет средний класс, который составляет основную часть населения и является буфером между ними, что повышает стабильность общества. В России средний класс составляет незначительную долю. Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать, чтобы в России увеличилась доля среднего класса?
- Как заинтересовать предпринимателя в том, чтобы он вкладывал средства в охрану окружающей среды?
- Цель предпринимательства – получение прибыли. Может ли (если может, то каким образом) решение этой задачи повлиять на состояние окружающей среды?
- Чем отличается экономическое мышление людей, живущих в условиях командной экономики, от экономического мышления людей, живущих в условиях рыночной экономики?
Использованная литература Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М., Новая школа, 1993. “Кр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2266
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|