Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект Хранилище души на уроках литературы в 11-м классе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проект Хранилище души на уроках литературы в 11-м классе


Автор(ы): Казеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
К высоким педагогическим технологиям относится метод проектов. Он направлен на развитие интеллекта личности, на формирование творческого мышления.
Один из вариантов работы над проектом – программа Intel «Обучение для будущего». Сегодня преподаватели и специалисты образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.
Проектный метод на уровне литературы – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал.
В преподавании литературы использование учебно-методических проектов даёт возможность по-новому интерпретировать произведение, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения произведения.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Но в старшей школе, как мне кажется, интереснее работать со вторыми.
В момент европеизации жизни общества и падения уровня национального самосознания проект «Хранилище души» может стать формой разрешения одной из ведущих проблем литературы 20 века – состояние русского Дома. Он позволяет разобраться в важном вопросе, выработать собственную позицию, затрагивает не только литературный процесс, но и историю страны, биографический материал.
Выбор темы для такой формы работы был подсказан учащимися, которые при обсуждении традиционных дней культуры народов, живущих в Новосергиевском районе, затруднялись объяснить, чем же принципиально отличается русский дом от мордовского или башкирского.
На подготовительном этапе предлагается анкета:
  1. Что такое русский дом?
  2. Что я знаю о традициях русского дома?
  3. Дом 100 лет назад и сегодня: это одно и то же? Какие проблемы есть в этом доме?
  4. Что читал в художественной литературе по этому поводу?
  5. Нужно ли обращаться к изучению данного вопроса на уроках литературы?
  6. На что прежде всего следует обратить внимание?
Результаты показали, что по данным вопросам старшеклассники, к своему стыду, знают мало, но понимают актуальность и необходимость изучения этой темы. При подготовке проекта очень помогла и статья Карсаловой Е.В. «Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний» (ЛШ, 2004 №9)
Было решено исследовать, как на протяжении XX века тема русского Дома представлена в произведениях литературы.
Над проектом работали одиннадцатиклассники, которые должны были в течение года прочитать, осмыслить ряд произведений и представить несколько коллективных и индивидуальных работ по теме.
Чтобы ответить на главный вопрос, что такое Русский Дом, необходимо было решить несколько проблемных вопросов:
  1. Что у русских принято считать Домом?
  2. По каким законам живут в русском Доме?
  3. Что мы знаем об известных Домах Оренбургского края?
  4. Каким видел и создавал народ свой Дом?
  5. Настоящее и будущее русского Дома.
Весь класс разделился на 4 группы. Исследователи и социологи собирали материал об истории русского дома, его внешнем виде, внутреннем убранстве, традициях, домах Новосергиевки и долгожителях, составляли анкеты и проводили опросы.
Биографы и литературоведы обобщали информацию о домах писателей и поэтов, их семейных традициях, о художниках слова, которые жили в Оренбуржье.
Все учащиеся на уроках, консультациях изучали вопрос изображения дома в литературе и его 100-летний путь. Используя алгоритм движения мысли, каждый заполнил технологические карты, чтобы понять, каким видел и создавал народ свой Дом, есть ли настоящее и будущее у русского Дома. В выводе каждый представил своё видение вопроса с опорой на изученный материал.
Технологическая карта
Название произведения Члены семьи Интерьер Традиции Проблемы дома
Материалы по первым трём вопросам были представлены в самом начале работы над проектом. Презентация «Дом – якорь жизни» познакомила учащихся с внутренним и внешним убранством русского дома в разные века, с самыми старыми постройками посёлка Новосергиевка и их особенностями, с долгожительницей района.
Опрос людей разных поколений показал, насколько трепетно относились к родному дому, традициям, обрядам наши дедушки и бабушки и насколько молодежь и подростки имеют слабое представления о многих из них.
Путеводитель по Оренбургскому краю вместил материал об известных Домах видных людей России, усадьбах и музеях писателей Оренбуржья.
Затем в течение нескольких месяцев для ответа на главный вопрос собирался и обобщался материал на уроках по следующим темам:
1. Многозначность понятия «дом» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»:
– надёжное гнездо;
– маленькая вселенная;
– средоточие духовной жизни, храм;
(Учительская презентация «Дом – прибежище души», анализ эпизодов произведения.)
2. Концепция Дома С.Есенина:
– родина;
– семейный очаг, согретый любовью;
– историческая память;
– духовная колыбель.
(Детской презентации «Путешествие на родину поэта», анализ стихотворений «Гой ты, Русь моя родная!», «В хате», «Письмо к матери», «Возвращение на родину», чтение наизусть)
3. «Дом поэта» М.Волошина:
– рай на берегу моря;
– земля добровольного изгнания;
– убежище от петли и расстрела.
(Письменный анализ стихотворения).
4. Тема Дома и Семьи в романе М.Булгакова «Белая гвардия»:
– Дом, Семья, Вера – начало всех начал;
– залог сохранения лучших традиций и нравственных ценностей;
– источник жизни и культуры.
(Анализ эпизодов, чтение наизусть, конкурс буклетов «Дом Булгакова и Турбиных»).
5. Духовный мир казачества в романе А.Шолохова «Тихий Дон»:
– родство казаков с землёй;
– воинский долг;
– святость семейного очага;
– дом как место обретения душевного покоя.
(Работа с текстом, просмотр эпизодов фильма «Тихий Дон», детская презентация «Хрупкое счастье на осколки разбитое»).
6. Годы испытания для «дома у дороги» А.Т.Твардовского:
– спасительные думы о доме;
– вера в объединение семьи.
(Анализ поэмы «Дом у дороги», выразительное чтение).

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1111

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340