Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Проект Хранилище души на уроках литературы в 11-м классе
Автор(ы): Казеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
К высоким педагогическим технологиям относится метод проектов. Он направлен на развитие интеллекта личности, на формирование творческого мышления. Один из вариантов работы над проектом – программа Intel «Обучение для будущего». Сегодня преподаватели и специалисты образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения. Проектный метод на уровне литературы – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал. В преподавании литературы использование учебно-методических проектов даёт возможность по-новому интерпретировать произведение, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения произведения. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Но в старшей школе, как мне кажется, интереснее работать со вторыми. В момент европеизации жизни общества и падения уровня национального самосознания проект «Хранилище души» может стать формой разрешения одной из ведущих проблем литературы 20 века – состояние русского Дома. Он позволяет разобраться в важном вопросе, выработать собственную позицию, затрагивает не только литературный процесс, но и историю страны, биографический материал. Выбор темы для такой формы работы был подсказан учащимися, которые при обсуждении традиционных дней культуры народов, живущих в Новосергиевском районе, затруднялись объяснить, чем же принципиально отличается русский дом от мордовского или башкирского. На подготовительном этапе предлагается анкета: - Что такое русский дом?
- Что я знаю о традициях русского дома?
- Дом 100 лет назад и сегодня: это одно и то же? Какие проблемы есть в этом доме?
- Что читал в художественной литературе по этому поводу?
- Нужно ли обращаться к изучению данного вопроса на уроках литературы?
- На что прежде всего следует обратить внимание?
Результаты показали, что по данным вопросам старшеклассники, к своему стыду, знают мало, но понимают актуальность и необходимость изучения этой темы. При подготовке проекта очень помогла и статья Карсаловой Е.В. «Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний» (ЛШ, 2004 №9) Было решено исследовать, как на протяжении XX века тема русского Дома представлена в произведениях литературы. Над проектом работали одиннадцатиклассники, которые должны были в течение года прочитать, осмыслить ряд произведений и представить несколько коллективных и индивидуальных работ по теме. Чтобы ответить на главный вопрос, что такое Русский Дом, необходимо было решить несколько проблемных вопросов: - Что у русских принято считать Домом?
- По каким законам живут в русском Доме?
- Что мы знаем об известных Домах Оренбургского края?
- Каким видел и создавал народ свой Дом?
- Настоящее и будущее русского Дома.
Весь класс разделился на 4 группы. Исследователи и социологи собирали материал об истории русского дома, его внешнем виде, внутреннем убранстве, традициях, домах Новосергиевки и долгожителях, составляли анкеты и проводили опросы. Биографы и литературоведы обобщали информацию о домах писателей и поэтов, их семейных традициях, о художниках слова, которые жили в Оренбуржье. Все учащиеся на уроках, консультациях изучали вопрос изображения дома в литературе и его 100-летний путь. Используя алгоритм движения мысли, каждый заполнил технологические карты, чтобы понять, каким видел и создавал народ свой Дом, есть ли настоящее и будущее у русского Дома. В выводе каждый представил своё видение вопроса с опорой на изученный материал. Технологическая карта Название произведения | Члены семьи | Интерьер | Традиции | Проблемы дома | | | | | | Материалы по первым трём вопросам были представлены в самом начале работы над проектом. Презентация «Дом – якорь жизни» познакомила учащихся с внутренним и внешним убранством русского дома в разные века, с самыми старыми постройками посёлка Новосергиевка и их особенностями, с долгожительницей района. Опрос людей разных поколений показал, насколько трепетно относились к родному дому, традициям, обрядам наши дедушки и бабушки и насколько молодежь и подростки имеют слабое представления о многих из них. Путеводитель по Оренбургскому краю вместил материал об известных Домах видных людей России, усадьбах и музеях писателей Оренбуржья. Затем в течение нескольких месяцев для ответа на главный вопрос собирался и обобщался материал на уроках по следующим темам: 1. Многозначность понятия «дом» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»: – надёжное гнездо; – маленькая вселенная; – средоточие духовной жизни, храм; (Учительская презентация «Дом – прибежище души», анализ эпизодов произведения.) 2. Концепция Дома С.Есенина: – родина; – семейный очаг, согретый любовью; – историческая память; – духовная колыбель. (Детской презентации «Путешествие на родину поэта», анализ стихотворений «Гой ты, Русь моя родная!», «В хате», «Письмо к матери», «Возвращение на родину», чтение наизусть) 3. «Дом поэта» М.Волошина: – рай на берегу моря; – земля добровольного изгнания; – убежище от петли и расстрела. (Письменный анализ стихотворения). 4. Тема Дома и Семьи в романе М.Булгакова «Белая гвардия»: – Дом, Семья, Вера – начало всех начал; – залог сохранения лучших традиций и нравственных ценностей; – источник жизни и культуры. (Анализ эпизодов, чтение наизусть, конкурс буклетов «Дом Булгакова и Турбиных»). 5. Духовный мир казачества в романе А.Шолохова «Тихий Дон»: – родство казаков с землёй; – воинский долг; – святость семейного очага; – дом как место обретения душевного покоя. (Работа с текстом, просмотр эпизодов фильма «Тихий Дон», детская презентация «Хрупкое счастье на осколки разбитое»). 6. Годы испытания для «дома у дороги» А.Т.Твардовского: – спасительные думы о доме; – вера в объединение семьи. (Анализ поэмы «Дом у дороги», выразительное чтение).
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1111
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|