Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Проект урока в системе. М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Автор(ы): Горбенко Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концепция произведения. Постановка диагностических целей, распределение материала по урокам. Возраст учеников, рекомендация программы, литературоведческий анализ позволяют создать общую методическую концепцию: читая и анализируя произведение М.Ю. Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с историческим прошлым Руси и фольклором, показав значение картин быта XVI века и отражение фольклорных традиций в авторских представлениях героев и форме произведения. В центре внимания будет проблема долга, чести и человеческого достоинства. Эту проблему мы будем рассматривать как традиционное для русской художественной литературы испытание человека. Раскроем позицию автора, восхищавшегося простым человеком из народа, перед подвигом которого бессильны и время, и власть. Опираясь на концепцию поэмы и особенности ее художественной формы, учитывая особенности учеников, формируем диагностические цели, отвечая на вопросы: - Что могут узнать ученики из наших уроков?
Узнают о том, что судьба М.Ю. Лермонтова схожа с судьбой А.С. Пушкина не только в плане непримиримости с самодержавием и произволом властей, но и в плане отношения к ним властей. Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – единственный в литературе XIX века – воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху по народным песням; о роли устного народного творчества в создании характеров и формы произведения. Узнают о жизни, быте, нравах Руси XVI века; о том, что поэт, недовольный современной действительностью (XIX век), переносит нас в далекое прошлое, чтобы « там искать жизни, которой он не видит в настоящем». - Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?
Будут продолжать совершенствовать литературоведческие понятия: тема, идея, композиция художественного произведения, особенности поэмы. Освоят понятия: лиро-эпический жанр; авторское отношение и способы его выражение в поэме; продолжает осваивать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, повторы), былинный стих. - Чему научатся? Какие умения будут осваивать?
Работая с текстом поэмы, будут учиться: - сопоставлять героев не только друг с другом, но и с работами художников, и на этом основании проникать в глубины характеров персонажей, учитывая авторский взгляд;
- определять характер героев по их поступкам, отношению к другим персонажам;
- определять авторское отношение к героям.
Будут совершенствовать: - умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действие;
- умение определять тему, проблематику, идею произведения; соотносить название произведения с его идеей;
- умение выразительно читать и в чтении интонационно передавать чувства героев и их отношение друг к другу.
- Какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время уроков и после него дома?
В результате ученики сумеют: - ответить на вопросы: «Почему М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…»? «Почему в таком порядке расположены имена в названии?», «Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?», «Справедлив ли суд царя?»;
- создать словесные портреты героев;
- передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову ее выразить;
- выделить элементы композиции поэмы, ее особенности и объяснить их роль;
- объяснить, почему в поэме так много старинных слов, постоянных эпитетов, сравнений, повторов;
- выразительно прочитать диалоги героев;
- точно охарактеризовать каждого персонажа, раскрыть их отношения друг к другу.
Система уроков по теме: - Тайны Древней Руси.
- «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»
- Фольклорные традиции в «Песне…»
Первый урок в системе играет роль создания установки на чтение. Поскольку М.Ю. Лермонтов – постоянный автор в школьных учебниках, ученикам известны многие факты его биографии. К 7 классу уже знакомы с такими произведениями, как «Бородино», «Три пальмы», «Утес», «Листок», в которых представлены основные мотивы его творчества: чувство одиночества и тоски, жажда борьбы и свободы, любовь поэта – изгнанника к оставляемой родине, восхищение подвигом русского воина. Теперь ученикам предстоит познакомиться с исторической песней, вскрывающей конфликт власти и простого человека, обреченного на гибель. К первому уроку ученикам было предложено на основании мемуарных материалов и воспоминаний современников рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова и ответить на вопросы: «В чем сходство судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина? Чем это сходство объяснить?» (факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэтов). Для того, чтобы создать определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентировать детей на восприятие поэмы, познакомим их с историческим материалом: «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курсом лекций по русской истории» В.О. Ключевского, отрывками из «Домостроя» и произведениями «смежных» искусств: картинами И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрациями с изображением старой Москвы И. Билибина, Б. Кустодиева, П.Коровина, запечатлевшими сурового правителя Руси и его незабываемое время, важными для понимания идейного содержания и образов «Песни…». Прежде, чем приступить к чтению поэмы, выясним значение и роль старинных слов и выражений. Далее нам нужно определить учебную задачу, которая будет нам диктовать приемы работы с текстом и виды деятельности учеников. В качестве проблемного вопроса выберем следующий: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путем?» Размышления детей над этим вопросом поведут учеников к идее произведения. Какие эпизоды и художественные элементы произведения помогут нам прийти к его идее? Прежде всего мы должны выявить конфликт и особенности его художественного воплощения. Для этого выделим элементы композиции: экспозицию, завязку действия, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В центре внимания автора сначала оказывается Иван Грозный, потом верный его опричник Кирибеевич, за ними – Алена Дмитриевна, купец Калашников, а потом вновь царь, Кирибеевич, Калашников. В кульминации погибает Кирибеевич, в развязке – Калашников. Но в поэме есть еще действующие лица – гусляры, упоминанием которых начинается и заканчивается каждая глава. Хотя они и условные повествователи, но именно их чувства и отношения и помогают определить авторскую позицию по отношению к героям и жанр произведения. В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич – семья Калашниковых» и «Калашников – царь», есть еще один – конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Наша задача – осознать, какие качества ценит в людях автор, что объединяет семью Калашниковых и что отличает их от мира людей, наделенных властью. Таким образом, в центре второго урока – анализ образов «Песни…» 2-й урок. Проект урока «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…» Создан на основе программы по литературе для 7-го класса под ред. В. Я. Коровиной, учебника-хрестоматии и методических рекомендаций. На 1-м уроке ученики знакомились с историческими материалами, живописью, рисующими жизнь старой Москвы, а также с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, во многом объясняющими, почему он обратился к далекому прошлому. Познакомились с текстом «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Цели урока: - на уроке ученики продолжат формировать и совершенствовать умения сопоставлять героев, определять характеры персонажей по их речи и поступкам;
- поймут, какую роль играет композиция в воплощении авторской позиции и какие средства помогают автору в создании героев;
- интонационно передавать чувства героев и их отношения друг к другу; сопоставлять литературные образы с образами художников.
Ход урока 1. Этап выявления восприятия (беседа). - Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы? - Какие картины старой Москвы и ее быта рисует поэт? Помогают ли они объяснить поведение героев? - Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему? - Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор? - Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? - В чем вы видите главную проблему поэмы? Проверка домашнего задания. (К уроку дети должны были еще раз перечитать поэму, выделив в ней элементы композиции и создать слайд-шоу по произведению, используя иллюстративный материал и интернет – ресурсы). Воспроизвести содержание поэмы с демонстрацией слайдов в строгом соответствии с развитием действия (рисунки 1-9), выделить элементы композиции(приложение 1), выявить конфликты. - Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? (это и будет учебная задач...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4979
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|