Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Был ли царь Алексей Михайлович Тишайшим?. Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Был ли царь Алексей Михайлович Тишайшим?. Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля


Автор(ы): Красильникова Светлана Викторовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Вопросы, связанные с анализом документов, включены в экзаменационные материалы, поэтому данный урок предназначен для учащихся старших классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников, работа с картой, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, CD диск “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся, учебные пособия по истории России, 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э.Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?
ХОД УРОКА
Учитель: Заняв в 1613 году трон, Романовы вместе с ним получили в наследство от своих предшественников полностью разоренную страну, несуществующую государственность и народ, вкусивший в начале века не только тяжесть произвола сильных людей, но и дурманящую сладость воли в условиях безвластия. Досталась Романовым и уже перераставшая в привычку у разных слоев феодалов уверенность в их праве решать судьбу престола и династии. Все это усугублялось оккупацией западных и северо-западных земель Московского царства иностранными войсками, участившимися набегами крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная власть просто нуждалась во власти представительной, она не могла обойтись без всенародного понимания и поддержки населением. Поэтому весь период царствования Михаила Федоровича Романова Земские соборы заседали непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла решения царя (вернее, его отца), но и сама являлась источником формирования и реализации правительственной политики. В результате были осуществлены многие важные мероприятия.
1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов.
2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян.
3. Реорганизация в армии.
Уже к 1630 году дворянское ополчение и полурегулярные стрелецкие полки стали дополняться полками иноземного строя.
Правда, во внешней политике особых успехов достигнуто не было. Сохранялись территориальные проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло решать уже следующему правителю– царю Алексею Михайловичу.
Известно, что многие правители России получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой – “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович – “Донской”, князь Александр Ярославич – “Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV – “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”, царь Александр II – “Освободитель”.
Всегда ли были верны эти народные прозвища? Сегодня вам предстоит определить свое отношение к присвоенному царю Алексею Михайловичу прозвищу “Тишайший”. Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или усомниться с данным царю Алексею прозвищем “Тишайший”. В течение урока мы будет составлять опорную схему и заполнять пункты характеристики. (Приложение № 1)
Первая группа
Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами, представьте характеристику царя Алексея. (Приложение № 2)
Учитель: Соборное Уложение – универсальный кодекс феодального права, не имевший аналогов в предшествующем русском законодательстве, он установил нормы во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т. д. (см. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001, с.251.)
Возникновение Уложения связано было с необходимостью в создании более совершенных норм жизни общества.
За столетие, отделявшее Судебник 1550 года от Уложения 1649 г., в стране появилось 445 новых указов, следовательно появилась необходимость в упорядочении законодательства. Судебник 1550 года охватывал нормы гражданского и уголовного права, а другие стороны жизни игнорировал. Причиной появления Уложения можно назвать и волну городских восстаний 1648–1650 гг.
Этот крупнейший законодательный документ своего времени действовал вплоть до 30-х годов XIX века, пока его не сменил Свод законов Российской империи.
Уложение Алексея Михайловича было принято 29 января 1649 года.
Его подписали патриарх, другие представители высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских людей. Весной того же года текст Соборного уложения издали отдельной книгой и разослали во все московские приказы. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. Современное делопроизводство, когда дело формируется из листов, последовательно накладываемых в хронологическом порядке, сложилось при Петре I. До него листы склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 г., и поныне хранящегося в особом ларце в архиве, составляет 309 м.
Вторая группа
Ознакомьтесь с отрывками из глав Соборного Уложения и дайте им анализ. Глава II “О Государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”, Глава XI “Суд о крестьянех”. (Приложение №3)
1. Назовите причины, вызвавшие появление вышеприведенных статей.
2.Что изменилось в положении крестьян в середине XVII века?
3. К каким последствиям это могло привести?
4. Как статьи судебника решают вопрос о государственной измене? Что считалось “государственной изменой”?
Дополнения учителя. Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам.
Третья группа. “О церковном расколе” (Приложение № 4)
  1. Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?
  2. Каково его отношение к Никону?
  3. К чему призывает Аввакум верующих?
  4. Каково ваше отношение к этому?
  5. Что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей боярства, о чем это свидетельствует?
  6. Как характеризуют состояние русского общества факты самосожжения?
  7. Сделайте вывод о состоянии русской православной церкви в середине XVII века.
Как вы оцениваете точку зрения на раскол историка В.Я. Хуторского?
Дополнения учителя. Нуждаясь в надежном советнике, царь приблизил к себе патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и поручал управление государством на время своего отсутствия в столице.
Церковные реформы, проведенные Никоном, явились причиной возникновения в стране религиозного течения, последователи которого не признавали официальную церковь. Впоследствии их стали называть раскольниками. Растущее вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом "священство выше царства" привело к разрыву царя с патриархом.
Четвертая группа. “О промышленности”
Вашему вниманию предлагается отрывок из “Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”, выдержки из “Новоторгового устава” 1667 г.
  1. Выберите в тексте факты, характеризующие развитие ремесла в России.
  2. Почему приглашались иностранцы?
  3. Вело ли правительство протекционистскую политику? (Приложение № 5)
Дополнения учителя. Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Складывается общероссийский рынок.
Пятая группа. “Бунташный век”
В первые годы царствования Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах. Государством управляли воспитатель царя боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за московским вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения в Новгороде и Пскове.
Охарактеризуйте исторический источник “прелестное письмо” Степана Разина (Приложение №6)
1. Каковы были цели восстания?
2. К кому обращался в своих воззваниях Разин?
3. Против кого призывал бороться Разин?
4. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять за царя? О чем это свидетельствует?
Дополнения учителя. При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина.
Шестая группа. “Внешняя политика”
Ответьте на вопросы, используя материалы учебника:
1. Какие важнейшие события внешней политики произошли в указанные годы: 1649, 1651, 1654–1667. 1656–1658, 1661., 1654? Дайте оценку событиям.
2. Дайте определения терминам: гетман, реестр, Брестская уния, Валиесарское перемирие, Андрусовское перемирие, Белоцерковный мир, Зборовский мир, Кардисский мир, Запорожская сечь, воссоединение Украины с Россией.
Дополнения учителя. В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. Самым значительным достижением...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.07 | Просмотров: 2273

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340