Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (физика+ биология), 8-й класс - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Интегрированный урок (физика+ биология), 8-й класс


Автор(ы): Трушкина Таисия Михайловна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • изучить строение глаза, ход лучей через прозрачную среду глаза, дефекты зрения;
  • формирование познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков.
Задачи:
  • поиск наиболее эффективных способов организации деятельности учащихся при изучении строения и функций глаза;
  • дать более глубокие и прочные знания по физике и биологии;
  • создать условия для формирования умения анализировать различные подходы в решении одного и того же вопроса.
Подготовка к уроку.
Для формирования у восьмиклассников целостного видения вопроса “Человеческий глаз как оптическая система”, учителя физики и биологии проводят интегрированный урок “биология + физика”. Биологу при уточнении хода лучей через прозрачную среду глаза нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения глаза необходимы знания биологии. Прочное усвоение знаний о гигиене зрения, глазных болезнях невозможно без глубоких знаний физики и биологии.
Перед данным уроком учащиеся уже изучили строение глаза на уроке биологии (параграф 49, “Биология. Человек”, Д.В.Колесов и др., М., “Дрофа”,2002г.), “Фотоаппарат” на уроке физики (параграф 4 ,с.185. “Физика-8”, А.В.Перышкин, М., “Дрофа” 2002г.). Учитель физики предварительно готовит группу учащихся дополнительно по вопросу “Фотоаппарат”, т.к. для большинства ребят этот вопрос может оказаться сложным.
Оборудование:
  1. Таблицы “Строение человеческого глаза”, “Ход лучей в фотоаппарате”.
  2. Модель оптической системы глаза.
  3. Тестовые задания.
Оформление. Из мира мудрых мыслей “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, “Мы видим не глазами , а мозгом”.
План изучения:
  1. Ход лучей через прозрачную среду глаза.
  2. Оптическая система глаза.
  3. Гигиена зрения.
  4. Дефекты зрения: близорукость и дальнозоркость и их устранение.
  5. Самостоятельная работа.

Ход урока

1.Организационный момент (1,5-2 мин.).
(проверка отсутствующих, внешнее состояние класса, рабочих мест учащихся, наличие дежурных).
2.Повторение изученного материала (25 мин.).
Учитель биологии.
На прошлом уроке мы убедились в сложности строения глаза человека. Узнали , что зрение важнейшее из чувств человека, поскольку большую часть информации об окружающем мире мы получаем от фоторецепторов, находящихся на сетчатке нашего глаза. На сегодняшнем уроке мы продолжаем искать ответ на вопрос “Как мы видим то, что видим?”.
Учитель физики.
Глаз-уникальный “фотоаппарат”, который запечатлевает мир вокруг в естественных красках, объемном изображении.
Учитель предлагает учащимся вспомнить оптическую систему фотоаппарата. Рассматривают таблицу из учебника “Ход лучей в фотоаппарате”.
Учащиеся описывают изображение на фотопленке: действительное, уменьшенное, обратное.
Учитель биологии.
Нарисуйте в тетрадях схему глазного яблока человека. Один ученик выполняет задание у доски. На рисунке должны обязательно быть: роговица, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
Вопросы (фронтально):
  1. Что такое зрачок? Каковы его функции?
  2. Каа работает хрусталик?
  3. Где располагаются колбочки и палочки? Каковы их свойства?
3. Изучение нового материала (40 мин.).
Учитель физики.
Глаз выполняет функции , аналогичные функциям отдельных частей фотоаппарата .В этом мы на сегодняшнем уроке убедимся.
Назовите части глаза, которые обеспечивают преломление световых лучей. Учащиеся по рисунку на доске показывают: роговица, хрусталик, стекловидное тело.
Учитель биологии напоминает, что пространство между роговицей и хрусталиком заполнено водянистой влагой. Учитель физики записывает на доске: роговица, водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело есть оптическая система глаза. Просить учащихся записать это в тетради. Наибольшее преломление происходит в хрусталике , его часто называют “живой линзой”.
Учитель биологии.
Четкое восприятие окружающего мира осуществляется без участия сознания , путем изменения кривизны хрусталика- рефлекторно.
Фронтальный эксперимент №1. Учитель физики.
Цель: пронаблюдать работу хрусталика.
Ход работы. Взять карандаш расположить его на расстоянии 20-20 см от глаз. Рассмотреть его. Постепенно приблизить к себе.
Что замечаете?
Вывод (делают учащиеся). Изображение становится нечетким, размытым.
Расстояние наилучшего зрения 20-25см. на таком расстоянии и нужно держать книгу при чтении. Существует ближняя точка видения -12см.
Учитель биологии.
Как формируется изображение на сетчатке?
Рецепторы сетчатки – клетки в форме колбочек и палочек. Колбочки обладают меньшей светочувствительностью, чем палочки. Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов.
Учитель физики.
Нарисуем ход лучей через оптическую систему глаза. Учитель дорабатывает рисунок на доске, начатый учеником при опросе. Обращает внимание . что изображение получено на сетчатке глаза. Предлагает учащимся описать изображение: действительное, уменьшенное, обратное.
Вывод. Можно назвать глаз- “живой фотоаппарат”.
Учитель биологии.
Мы видим изображение предмета прямое и в реальных размерах. Почему?
Это происходит потому, что наряду со зрительными образами в мозг поступают нервные импульсы. От глазных мышц. Глазные мышцы работают непрерывно , как бы описывают предмет, а эти движения фиксируются головным мозгом. Световая энергия трансформируется в нервное возбуждение , которое доходит до коры больших полушарий и там анализируется.
Учитель физики.
Почему предметы мы видим объемными?
Учащиеся сразу отвечают, потому, что мы видим двумя глазами. Учитель физики разъясняет суть бинокулярного зрения.
Фронтальный эксперимент №2.
Цель: пронаблюдать неодинаковое видение одного предмета отдельно правым и левым глазом.
Ход работы. Рассмотреть карандаш отдельно правым и левым глазом. Что вы наблюдаете?
Вывод. Изображения различные.
Учитель физики.
Наше сознание совмещает обо впечатления в один рефлекторный образ.
А так ли уникален наш глаз как оптическая система?
Учащиеся .
Нет. Система линз в современных фотоаппаратах дают изображение значительно более высоко...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.08 | Просмотров: 2809

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340