Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Межшкольная олимпиада по МХК Красота спасет мир. Тема: От глубокой древности до Нового времени - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Межшкольная олимпиада по МХК Красота спасет мир. Тема: От глубокой древности до Нового времени


Автор(ы): Глуходед Людмила Ильинична, заместитель директора по УВР, учитель МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно – человечно.
А. Фет
Тема: Весь мир от глубокой древности до Нового времени.
1 тур “Терминологический”.

1 часть: назовите термин.
1. Это травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.
2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.
3. В индуизме воплощение бога Вишну в облике героев, животных и сказочных существ.
4. Ритуальная японская танцевальная драма.
5. Широкий и плоский обоженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII в.
6. Изображение идиллистической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.
7. Ювелирные изделия из крученных металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.
8. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый с длинными, спускающими на плечи концами.
9. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.
10. Стихотворная форма в лирической поэзии народов Востока, состоит обычно из 5-12 двустиший (бейтов) с однозвучной рифмой.
2 часть: определение термина.
1. Бусидо 2. Ектенья 3. Иару 4. Паллиата 5. Рамаяна 6. Скрипторий 7.Трансепт
8. Харизма 9. Царские врата 10. Эннеада.
2 тур “Культура древних цивилизаций”
Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери-природы
Читали ясно без очков.
Ф. Тютчев

1 часть: Мифология
1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?
2. Все знают словосочетание “пуп земли”. Какой у него смысл?
3. Какой город известен в Библии как “основание, жилище мира”? Почему?
4. Что такое “явь”, “навь” и “правь” в славянской мифологии?
5. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?
6. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?
7. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.
8. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: “Будь воспета богиня, особо почитаемая среди богинь.”
9. Июль и август получили свои имена в честь римских императоров, а январь?
10. Как называется собрание древнейших японских мифов?
2 часть: Боги – герои – люди.
1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?
2. Имя какого фараона Древнего Египта обессмертило открытие гробницы археологом Картером в 1922 году.
3. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?
4. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии – Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?
5. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?
6. Какой древнеегипетский образ явился эталоном женской красоты?
7. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?
8. Известно, что древнегреческий Геракл прославился своими подвигами, а знаете ли вы какой древнеиндийский бог тоже совершал разные подвиги: победа над тысячеглавым змеем Калиджей, отравляющим своим ядом воды озера, избавление от страшного пожара, уничтожение демона-быка и демона –коня и другие.
9. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?
10. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?
3 часть: Прогулка по древнему миру
1. Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.
2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.
3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды,шаманы, знахари, волхвы.
4. Ледяной великан в скандинавской мифологии: Сурт, Трюм, Имир.
5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный, конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.
6. Про какого бога Древнего Египта говорят: “У него сердце мудрое”? Ра, Осирис, Тот.
7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносором 2? Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.
8. Откуда пошло выражение: “Богат, как Крез”? Крез – мифологический образ, Крез – богатый царь из Лидийского царства, где был золотоносный песок, Крез – жрец, который первым стал изготавливать золотые монеты.
9. Зачем шумер, переезжавший на новое место жительства, забирал с собой дверь? Своеобразный ритуал, дверь являлась священной, дерево ценилось дорого.
10. Имя, данное основателю буддизма, Будда обозначает: Просветленный, Мудрейший,Просвещенный.
3 тур: “Искусство средних веков”
Европа! Ты помнишь, когда
В зазубринах брега морского
Твой гений был юн и раскован
И строил твои города?
П. Антокольский
1 часть: Религия

Какая сладость в жизни сей
Земной печали не подвластна?
А.К. Толстой
1. Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.
2. Три монотеистические религии имеют свои священные писания: Ислам – Коран, Христианство – Библия, Иудаизм - ?
3. Фигурирует ли в мусульманских обрядах крашеные яйца? Если да, приведите пример.
4. Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?
5. Что такое белое и черное духовенство?
6. Как в Коране изображали Бога?
7. Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси? В чем его особенность?
8. Что такое григорианский хорал?
9. Для чего буддисты пользовались четками? Сколько зерен могло быть в четках? Почему?
10. Как называется деятельность представителей религиозной организации, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих?
2 часть: Поэзия помогает познать искусство.
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
Теофиль Готье (перевод М. Донского)
1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?
А) Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -
И свода дерзкого бездействует таран.
О. Мандельштам
Б) И свод, как череп изнутри,
Вздымал надбровицы и дуги,
Без позолот и мишуры,
Лишь щеки пышно надувая,
В серебряные дудочки играют
Младенцы – ангелы в раю.
К. Некрасова
2.Как называется описанное изображение?
Две нарисованы фигуры там столь искусно, что могли вы
Подумать, будто обе живы. Одна упала на колени
Перед другой как бы в моленье. Из уст ее торчал цветок,
Касавшийся начала строк. Другим цветком переплетая
Концы их, поднесла другая фигура к уху весь узор.
Из средневековой поэмы “Фламенка”
3. В этой же поэме описаны выступления жонглеров:
Жонглеров наступил черед…
Звук слышен то рожка, то флейты;
Тут голос жиги; рядом – роты;
На дудке – тот, тот – на мюзете…
Один – слова; другой – к ним ноты;
К тех свирель, с волынкой – эти,
К тех свирель, с волынкой – эти,
Какие музыкальные инструменты упоминаются в данном отрывке, что они собой представляют?
4. В X–XI вв. в Византии сложился героический эпос, в котором воплотился идеал воина – героя, защитника границ империи от арабов. Ниже приводится отрывок из поэмы, где описывается один из его подвигов. Кто он?
Назад герой отправился, но лев из чащи вышел,
И все стоявшие вблизи перепугались сильно, -
Немало ведь в той местности свирепых львов встречалось,
И в страхе император сам искал спасенье в бегстве,
А ……(наш герой) напал на льва, не медля ни минуты,
За лапу заднюю схватил его рукой умело,
Тряхнул с великой силою, поверг на землю зверя.
5. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке – жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?
Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни. Аой!
Не сдали только Сарагосу мавры.
Марсилий – нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдет он господней кары.
(Перевод Ю. Корнеева)
6. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:
И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй
Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,
Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,
Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,
Иль сплавы всякие…
(Из поэмы Дж. Чосера “Кентерберийские рассказы”
7. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении :
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживает,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
О. Мандельштам
Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?
8. В стихотворении средневекового инкского поэта говорится:
Попрошу я ламу – стань золотокудрой,
Блещущей, как солнце, как любовь, могучей,
Облачка нежнее, тающего в небе, -
Чтоб я сделал кипу и на нем пометил –
Как проходят луны, что цветет, что вянет.
Что такое кипу? Из какого материала его делали? Для чего применяли?
9. Многие великие художники эпохи Возрождения обладали поэтическим даром. В данном отрывке из стихотворения одного великого художника говорится о сути и смысле произведений искусства. Это высказывание связано с его величайшими произведениями. Попробуйте определить, кто этот художник? Объясните свой ответ.
Для мастера не может быть решенья вне мрамора, где кроется оно,
Пока в скульптуру не воплощено рукой, послушной воле вдохновенья.
10. Оцените афористические мысли из произведений Шекспира. Из каких бессмертных творений великого писателя взяты эти афоризмы?
а ) -“Кто высоко, тот вечно на ветру,
А упадет – так разобьется насмерть”.
б ) -“Сведи к необходимости всю жизнь,
И человек сравняется с животным”.
в ) - “…Крупица зла
Все доброе проникнет подозреньем
И обесславит”.
г ) - “…Что пользы
Тужить о том, чего не воротить?
Что сделано, то сделано”.
д ) - “Что миновало, то забыть пора,
и с сердца сразу свалится гора.
Все в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.09 | Просмотров: 3810

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340