Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Тезисы к открытому уроку-конкурсу в 8-м классе по теме: Электрические явления
Автор(ы): Нигматуллина Гузель Хайдаровна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: обобщить, повторить и проверить знания. Задачи урока: - научить работать в коллективе,
- показать свои знания и умения при объяснении эксперимента,
- реализовать творческие способности.
Оборудование: - кинофильм “Чудесная сила”, магнитофон с кассетой,
- карточки с заданиями,
- 4 схемы на альбомных листах,
- 4 низковольтные лампочки, 2 ключа, 2 амперметра и 2 вольтметра, 2 батареи.
Ход урока Сегодня у нас урок повторения темы “Электрические явления”. Каждый из нас немного углубит свои знания и покажет то, что он уже знает и умеет по этой теме. Сначала мы просмотрим кинофильм “Чудесная сила” (5 минут). – Итак, электрическую энергию можно превращать во многие виды энергии: механическую, тепловую, световую, и т.д. Для этого человек создал специальные устройства: электродвигатель, электрическую печь, электрическую лампочку и т.п. 1 кВт·час электроэнергии позволяет выпечь 36 кг хлеба, добыть 30 кг нефти, 15 кг железной руды или 40 кг угля, изготовить 2 пары резиновой обуви и т.д. Но на сегодняшний день многие колхозы, совхозы и другие организации задолжали миллионы рублей за электроэнергию. Наш колхоз (будем называть по привычке) должен государству 879000 рублей – это значит, что надо сдать 88 откормленных быков в мясокомбинат или вырастить 40 гектаров сахарной свеклы и сдать около 1100 мешков сахара. Прошу вас не включать без необходимости электроприборы! А теперь я предлагаю классу разделиться на 2 команды и поработать. Какая же из команд “Электрон” или “Протон” разбирается больше в электричестве, и кто главный эрудит в нашем классе по теме “Электрические явления”. Помогут нам это определить ученики 10-го класса Татлыбаев Марсель, Хусаинова Рашида (члены жюри) и я, ваша учительница. Результаты своей работы вы сразу увидите на доске по каждому конкурсу. (На доске в готовую таблицу члены жюри записывают фамилии членов команд). Команды | Ф.И. участника | Дальше, дальше.. | Экспер. тур | Задачи | Схемы | Ты мне, я тебе | Эл. нагр. приборы | Загадки | “Электрон” | 1. 2. … | | | | | | | | “Протон” | 1. 2. … | | | | | | | | (Вступительная часть {после фильма} займет около 5 минут.) I задание – “Дальше, дальше…” (4 минуты) Я задаю команде вопросы, отвечают те, кто знает. Вопросы задаются в течении 2 минут. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если не знают ответа, говорят “дальше, дальше…”, задаю новый вопрос. (см. вопросы к I заданию). II задание – экспериментальное. (5 минут) - Составить электрическую цепь последовательного (“Электрон”) и параллельного (“Протон”) соединений 2-х лампочек, чтобы они горели – собирают цепь по одному ученику из команд.
- Чертят на доске схему своей цепи (два ученика).
- Начертить дополнительно к схемам приборы для измерения силы тока и напряжения и измерить.
- Что будет с другой лампочкой, если одну из них выкрутить?
- Привести пример параллельного (“Протон” – розетки дома) и последовательного (“Электрон” – гирлянда) соединений в быту.
- Командам составить свою “живую электрическую цепь” (взявшись за руки).
III задание – по 4 карточки – задачи. (5–6 минут) Карточки со схемами решают на доске, решения расчетных задач отдают членам жюри. Работают под тихую музыку. IV задание – найти ошибки в схемах, вывешенных на доске (по 2 схемы). (3 минуты) V задание – “Ты мне, я тебе…” (5 минут) Какие сопротивления можно получить из четырех сопротивлений по 2 Ом, соединяя их разными способами. “Электрон” чертит схему, “Протон” считает, “Протон” чертит схему, “Электрон” считает. Несколько примеров (по времени) на доске. То, что осталось на листочках, в черновиках сдают жюри для проверки. VI задание. (3 минуты) На обратной стороне доски члены команд пишут электронагревательные приборы – каждая команда свой список. Чей список длиннее? VII задание – разгадать загадки. (5 минут) По очереди соперникам задаю загадки. Оценивать по 1 баллу каждый правильный ответ. Жюри подводит итог. В это время я обобщаю урок. Многое, о чем мечтали люди с древних времен, писали, рассказывали друг другу в сказках, сегодня стало былью, благодаря ученым-физикам, инженерам, техникам. И работа многих из этих приборов возможна благодаря электрическому току. Например: - чудо-зеркальце – телевизор;
- перо Жар-птицы – прожектор;
- золотой петушок – радиолокатор;
- белка умница, считает орехи – ЭВМ;
- конек-горбунок – космическая ракета;
- ковер-самолет – воздушный лайнер и т.д.
Итак, жюри, сообщите итог нашей работы… Спасибо всем! Об электрическом токе мы продолжим в 10-м и 11-м классах. Примерный вид таблицы. Команды | Ф.И. участника | Дальше, дальше.. | Эксп. тур | Задачи | Схемы | Ты мне, я тебе | Эл. нагр. приборы | Загадки | Итого | Оценки | “Электрон” | А.АрслановР.Гималетдинова И.Зайнуллин З.Гимранова В.Зарипов Р.Иткулов А.Лукманова | 1+11+1 1+1 1 1 1+1 1 | 1 1 1 | 11 1 | 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | 11 1 | 65 2 4 5 3 3 | 35 | 55 - 4 5 - - | “Протон” | А.ШариповаА.Фазылова Р.Хусаинова Р.Миньяров А.Ямакаев И.Султанова З. | 1+11+1 1+1+1 1 1+1 1 | 11 1 | 11 1 | 1 | 11 1 | 11 | 1 | 64 6 1 4 3 | 32 | 54 5 - 4 - | Тем кто наберет не меньше 5 баллов, ставлю оценку “отлично”, кто 4 балла – “хорошо”. Вопросы к заданию I. Вопросы для первой команды: - Заряженная частица, имеющая наименьший заряд. (Электрон)
- Кто экспериментально доказал существование электрона. (Иоффе и Милликен)
- Строение атома лития .(3 электрона, 3 протона, 4 нейтрона)
- Количество теплоты, выделяемое проводником с током. (Закон Джоуля-Ленца: Q=I2Rt)
- Каким зарядом обладает тело, с которого ушли несколько электронов? (Положительным)
- Чертежи, на которых изображены соединения электрических приборов. (Электрическая схема)
- Каким прибором измеряют силу тока? (Амперметром)
- Какое напряжение в бытовой сети? (220 В)
- От каких величин зависит сопротивление проводника? (От материала проводника, от длины и площади поперечного сечения)
- Прибор, который применяется для регулирования силы тока. (Реостат)
- Какая величина одинакова при последовательном соединении? (Сила тока)
- Каким прибором измеряют работу электрического тока? (Счетчик)<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.10 | Просмотров: 1976
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|