Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Концепция физического образования МОУ Гимназия № 1 г. Кемерово - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Концепция физического образования МОУ Гимназия № 1 г. Кемерово


Автор(ы): Абрамова Галина Леонидовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, должна учитывать общие тенденции мирового развития, которыми и обуславливается необходимость существенных изменений в системе образования. В целом эти тенденции и необходимые изменения можно представить в виде таблицы:
№п/п Тенденции Необходимые изменения
1.
2.

3.

4.


5.
Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора.Переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия.
Глобальные проблемы, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества.
Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда.

Возрастание роли человеческого капитала.
Повышение уровня готовности граждан к политическому и социальному выбору.Коммуникабельность и толерантность.

Формирование современного мышления у молодого поколения.
Постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Перечисленные выше тенденции обуславливают новые социальные требования к системе российского образования. Согласно этим требованиям, школа должна стать важнейшим фактором общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»….и далее «это может быть достигнуто в результате обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья».
В связи с этим «главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития системы образования.
А это означает, что «изменяется роль общеобразовательной школы, базового звена образования. Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Речь идет о формировании целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В то же время следует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматематического, гуманитарного и художественного образования. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье».
Чтобы создать необходимые условия для достижения нового, современного качества общего образования необходимо: «пересмотреть структуру и содержание общего образования, разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся , обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов (за счет введения гибкой системы профилей обучения в старшей школе). Усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся (экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков)». В этой связи нельзя не отметить однобокость «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», авторы которой вообще не рассматривают роль точных наук в социализации учащихся.
«Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий» [1].
Итак, «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Для формирования системы взглядов на профильное обучение в 2002 году была разработана «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». В этом документе дается четкое разграничение понятий «профильное обучение» и «профильная школа» [2]. Для более четкого представления в чем заключается это разграничение составлена таблица.
Профильное обучение Профильная школа
Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Основная институциональная Форма для реализации этой цели: однопрофильная и многопрофильная школа (модель внутришкольной профилизации);
объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения или кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями высшего, среднего, начального профессионального образования ( модель сетевой организации)
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. «Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы». И далее …. «между тем отечественная школа имеет немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся, развивать и продолжать который призвана проводимая реформа образования».
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и должно обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные. Основные характеристики этих типов учебных предметов представлены в таблице.
Базовые общеобразовательные предметы Профильные общеобразовательные предметы Элективные курсы
Обязательны для всех учащихся, во всех профилях обучения.Математика, история, русский язык, иностранный язык, физическая культура, интегрированные курсы обществоведения или естествознания. Обязательны для учащихся выбравших данный профиль обучения.Физика и биология в естественнонаучном профиле, литература; русский и иностранный языки в гуманитарном профиле и т.д. Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения.
50% 30% 20%
Также концепцией предусматривается на второй ступени общего образования ввести курсы по выбору. Основная функция этих курсов – профориетационная, поэтому они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.
«Для того чтобы осуществить набор в профильную школу, необходимо предусмотреть внедрение в массовую практику механизма прозрачного и рационального конкурсного набора. Важная роль здесь отводится введению накопительной оценки – портфолио, которая должна учитывать результаты на курсах по выбору, творческие работы учащихся, достижения по выполнению рефератов, проектов и т.д.» [2].
Таковы, вкратце, основные положения концепций, согласно которым реформируется отечественная школа. На основании выше цитируемых документов и была разработана « Концепция физического образования муниципального образовательного учреждения «Гимназия №1» города Кемерово».
Следует отметить, что гимназия имеет достаточно развитые традиции профильного обучения. Первые специализированные (аналог профильных) физико-математические классы были созданы еще в начале 70-х годов теперь уже прошлого века. С 1971 по 1981 годы здесь существовало школьное научное физическое общество «Нейтрино» (руководитель Орлова Л.М.), членами которого за это время стали 548 учащихся. Почти все они получили физико-математическое или техническое образование.
Последние 15 лет гимназия входит в состав Центра непрерывного образования Кемеровского Государственного Университета. В настоящее время в гимназии осуществляется модель внутришкольной профилизации по трем профилям: физико-математический, экономико-математический, социально-психологический.
Физико-математический профиль - здесь предусматривается изучение физики на профильном уровне. Для обучению физике в 10-11 классах этого профиля в настоящее время используется рекомендуемый учебно-методический комплект, содержание которого приведено в соответствие с образовательным стандартом по физике. Сюда входят учебники для 10 и 11 классов под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина (издательство «Просвещение»), «Физический практикум для классов с углубленным изучением физики», под ред. Ю.И. Дика (издательство «Просвещение»), «Физика. Задачник.», А.П. Рымкевича (издательство «Дрофа»). Кроме вышеперечисленных учебников и пособий в учебном процессе используются также лабораторные практикумы и пособия по решению задач повышенной трудности, разработанные педагогами гимназии [4,5,6,7,8].
Экономико-математический и социально - психологический профили – здесь предусматривается изучение физики на базовом уровне. Для обучению физике в 10-11 классах этого профиля в настоящее время используется рекомендуемый учебно-методический комплект в который входят учебники для 10 класса Г. Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (издательство «Просвещение»), для 11 класса Г. Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева (издательство «Просвещение»), «Физика. Задачник» А.П. Рымкевича (издательство «Дрофа»).
Как уже отмечалось, современная образовательная парадигма, определяемая программными документами Минобразования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», такова, что должны быть созданы условия не только для получения прочных знаний, но и для развития способности к постоянному поиску, умению адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях. Ведь ни для кого не секрет, что многие молодые люди после окончания вуза не могут найти работу по специальности, а молодой специалист, даже и нашедший такую работу, зачастую предоставлен самому себе и вынужден самостоятельно постигать азы своей профессии. Таким образом, благосостояние молодых людей во многом зависит не от полученной раз и навсегда профессии, а от способности сменить, при необходимости, специальность, быстро адаптироваться в новой профессиональной среде. Учитывая сплошную компьютеризацию, от человека требуется сегодня не столько помнить определенный объем сведений, сколько знать, где можно найти нужную информацию, уметь правильно ее отобрать и воспользоваться, то есть требуется функциональная информационная грамотность. И если раньше задача – научить самостоятельно учиться - ставилась только в вузе, то сегодня, центр тяжести при ее решении сместился в школу.
Обучение наукам естественнонаучного цикла, и прежде всего физике, связано с систематизацией и обобщением знаний о явлениях реального мира. При этом не следует забывать, что деление наук на естественные и гуманитарные весьма условно и, пожалуй, лучше всего эту мысль выразил Л. Н. Гумилев отметив: «принято думать, что гуманитарные науки – это те, которые изучают человека и его деяния, а естественные науки изучают природу: живую, мертвую и косную, т.е. ту, которая никогда не была живой. Но это банальное деление неконструктивно и полно противоречий, делающих его бессмысленным… …деление наук по предмету изучения неправомерно. Гораздо удобнее деление по способу получения первичной информации…. Тут возможны два подхода: чтение, выслушивание и сообщение плодов свободной мысли или наблюдение, иногда с экспериментом, то есть исследование….».
Тем не менее, экономические интересы общества, которые, как известно, складываются в процессе поиска наиболее эффективных путей использования производственных ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей, заставляют нас все же отдать предпочтение естественным наукам. Приоритетность естественных наук подтверждается, например, иерархией потребностей предложенной А. Маслоу, который полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий: физиологические; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности; потребности в уважении; потребности в самовыражении. При этом к первичным отнесены физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности. Что нужно, чтобы удовлетворить потребности в пище и защищенности? Ответ очевиден: развитые промышленное и сельскохозяйственное производства. Какие отрасли знания обеспечивают, прежде всего, развитие сельского хозяйства и промышленности? Ответ также очевиден: физика, химия, биология, география, разумеется - математика, а также специальные и технологические дисциплины, основанные на этих науках (например теоретическая механика, сопротивление материалов, термодинамика, физическая химия, фармакология и т.д. и т.п.).
Преподавание физики должно учитывать и особенности условного деления наук и приоритетность наук естественнонаучного цикла. В соответствии с этим, изложение материала должно основываться на следующих принципах: приоритетности наук естественнонаучного цикла; историзма научного подхода; равенства позиций, обратной связи; доверительности; занятия исследовательской позиции [9, 10, 11].
- принцип приоритетности наук естественнонаучного цикла
: необходимо довести до сознания учащихся мысль о том, что основой благосостояния общества является материальная база, созданная этим обществом. А главным условием создания крепкой материальной базы является развитие естественных наук, и, прежде всего, математики, физики, химии, биологии, географии. На конкретных примерах должна подчеркиваться неразрывная связь этих наук.
Примеров здесь можно привести множество. Общее одно: как правило, все открытия сделанные представителями естественных наук, способствовали ускорению научно-технического прогресса, повышению качества жизни общества.
- принцип историзма научного подхода: в истории науки есть ключевые моменты, которые дают толчок к резкому развитию той или иной области знаний. Чтобы подчеркнуть это необходимо, при изложении материала прослеживать временную связь между открытиями, сделанными разными учеными в разное время.
Такое увязывание во времени ученых, внесших значительный вклад в мировую науку, создает у учащихся ощущение единства человеческого общества, сопричастности к мировой культуре, ведь не секрет, что для молодого человека и история десятилетней давности кажется далеким прошлым, а для общества в целом и сто лет срок небольшой.
- принцип равенства позиций: педагог не должен навязывать свое видение вопроса, делая учащихся пассивными и некритическими потребителями информации, а, наоборот, побуждать их к высказыванию своего мнения, к столкновению и обсуждению различных мнений, только в случае крайней необходимости направляя эти суждения в нужное русло. Важно видеть в ученике Собеседника, избегая при этом попыток тянуть молодого человека насильно вперед, а только, помогать ему действовать в его «зоне ближайшего развития».
- принцип доверительности: только доверительная, доброжелательная атмосфера, созданная педагогом, дает возможность для искренних высказываний учащихся, порой пусть даже наивных. Интересно и уважаемо должно быть мнение каждого, это располагает к свободе высказываний, спору, рождению новых проблем и открытий. В этом принцип доверительности неразрывно связан с принципом равенства позиций. Перенести центр внимания на ученика, вот цель каждого учителя гимназии.
- принцип обратной связи: учащимся постоянно внушается, что только открыто и активно высказывая свои суждения о ситуациях, которые возникают в процессе выполнения той или иной задачи, только делясь своими представлениями о том или ином вопросе, можно узнать свои плюсы и минусы, скорректировать эти представления.
Достигнутое взаимопонимание позволяет молодым людям обрести заметную уверенность в себе, как личности, имеющей право, в том числе и на ошибку, создает доброжелательную атмосферу совместной работы. Диалогичность обучения обеспечивается в процессе проектной и исследовательской деятельности.
- принцип занятия исследовательской по...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.11 | Просмотров: 1455

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340