Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Фортепианные пьесы С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Фортепианные пьесы С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина


Автор(ы): Кузьмина Оксана Викторовна, преподаватель теории и истории музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I Теоретическая разминка.
  • Ребята, давайте вспомним жанры фортепианной музыки. Жанры малой и крупной формы.
  • Какие пьесы композиторов–романтиков XIX века Шуберта и Шопена мы слушали?
Наигрываю: Шуберт Музыкальный момент f moll, Вальс h moll, Экспромт Es dur, Шопен Вальс №7 cis moll, Мазурка C dur, Полонез №3 A dur, Ноктюрн №2 Es dur, Прелюдия №4 e moll, Этюд №3 E dur.
  • В какие жанровые группы их можно объединить? (Виртуозные, танцевальные, лирические).
  • Что такое прелюдия? Прелюдии каких композиторов мы слушали? ( Баха, Шопена).
II “Слово” о Рахманинове.
Сегодня мы с вами познакомимся с фортепианными пьесами двух русских композиторов, живших в конце XIX и начале XX веков. Это – С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Они вместе учились в Московской консерватории. “В своё время это были самые популярные композиторы в России. Их называли её музыкальной надеждой. Вместе с тем, Рахманинов и Скрябин, развивавшиеся как творческие личности в одно и тоже время, на одних и тех же идеалах, – совершенно разные композиторы: новатор Скрябин, углублявшийся в мистические тайны бытия и – Рахманинов, продолжатель романтического направления в музыке.”(1) Несмотря на то, что творчество этих композиторов сугубо индивидуально, в их музыке отразилась современная им эпоха: пора надежд, тревога, беспокойство, тема обновления, устремлённость в будущее.
С.В. Рахманинов – человек необычайной одарённости. Он мог играть по слуху, всего лишь раз прослушанные симфонии. Рахманинов сочетал в себе композитора, пианиста, дирижёра – “Божество в трёх лицах”. “Но одни были руки и одно сердце”. И огромная, как русские дали, душа. Истинно русская душа. Находясь в эмиграции более 25 лет, он не создал ничего нового, да и сочинял очень редко. Его музыка, его сердце были с Россией.
Образ Родины, беспредельность раздольных русских пейзажей, нежность весенней природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова. Его музыка всегда исполнена вдохновения.
Рахманинов – музыкант огромного лирического темперамента. Лиризм, открытое выражение сильных чувств соединяется в его музыке с величавыми, эпическими образами; глубокий душевный покой – с острым драматизмом.
III Разбор пьес Рахманинова.
Вначале познакомимся с ранними пьесами Рахманинова, написанными в 80–90 годы XIX века: “Юмореской”, “Мелодией”, “Элегией”.
  • Слушая “Юмореску” (op.10 №5) подберите эпитеты, передающие ваши впечатления. (Капризно, с озорством, упрямо, остроумно, твёрдо, упорно и т.д.)
  • Какие муз. средства подчёркивают именно юмористический характер? (Чёткий острый ритм, постояннная смена динамики, скачущие интонации, обилие акцентов).
Традиции русской элегической фортепианной музыки воплощены в пьесах “Элегия” и “Мелодия”.
В пьесе “Элегия” (op.3№1 es moll) – элегичность особого рода.
  • Подумайте, как её охарактеризовать, а также какие чувства выражает музыка? (Скорбь, чувственность, углубленность, размышление, на кульминации – патетичность, надрывность).
  • Обратите внимание на тип мелодии и фактуры.
После первого прослушивания, наигрывая тему, разбираем:
  • Какой диапазон? (Узкий, широкий, пространственный?). Что он придаёт музыке? (Углубленность высказывания)
  • Какой тип фактуры? (Мелодия на фоне разложенных фигураций).
  • Тип мелодии? (Песенная, речитатив, кантилена, декламация?).
  • Как движется мелодия? (Широкими волнами).
У Рахманинова здесь особый тип развития, которому присуще длительное развёртывание, волновой принцип, сопровождающийся множеством приливов и отливов волн, приводящий к напряжённо–экстатической кульминации.
Перед прослушиванием “Мелодии” (op. 3 №3 E dur):
  • Подумайте, само название пьесы на какую музыку нас настраивает? Как вы думаете, каким будет темп, фактура, тип мелодии, тональность?
  • Послушайте и сравните со своими предположениями.
  • Что музыка выражает? (Полноту, мечтательность, светлые восторженные чувства).
  • Как развёртывается мелодия? (Романсовая мелодия в виолончельном регистре спокойно и плавно развёртывается на фоне мягко колыщущихся триольных пульсаций–аккордов).
В 1892 году в концерте на открытии электрической выставки Рахманинов исполнил свою прелюдию cis moll (op.3 №2). Популярность её необычайна вот уже свыше 100 лет. Сам Рахманинов её постоянно играл по просьбам публики, она включена в репертуар многих пианистов мира. Причины такой известности кроются в художественном совершенстве произведения, соединяющего сосредоточенность углубленного высказывания, эмоциональную взволнованность и концертную броскость.
  • Слушая сейчас прелюдию, подберите слова, характеризующие ваше впечатление.
  • Обратите внимание, сколько в пьесе образов, контрастны ли они?
Слушаем прелюдию.
  • Какие в начальном разделе (Lento) первичные жанры? (Песня, танец, марш, речь, колокольность, шаг).
  • Тип мелодии? (Песенная, кантилена, декламация, речитатив).
  • Интонации, регистр?
Мы слышим контраст 2–х элементов: властное суровое возглашение в басу мотива из 3–х звуков, (основанных на lamento – м2–вой интонации и нисходящей ч5 в завершении) напоминающего удары большого колокола; ему отвечает в верхнем регистре печальный лирический мотив (эта интонация – укороченная 1–ая), изложенный аккордами (будто поёт хор).
Уже в развитии эти 2 элемента соединяются в единую линию.
  • Фактура? (Хоровая).
  • Как развивается тема? (Растёт напряжение). Идёт спад или накопление энергии?
С каждым новым проведением мелодия звучит всё более страстно.
  • Форма всей пьесы? (3–х частная).
  • Средний раздел (Agitato) контрастен I–ому? Яркий или неяркий контраст?
  • Что герой чувствует? (“Море чувств”: волнение, мятежность, напряжение). Чувства уходят вовнутрь или наружу?
  • Какими муз.средствами это создаётся? Какие средства меняются в сравнении с I–ым разделом? (Секвентное развитие нисходящих хроматизированных подголосков на фоне взволнованных триольных фигураций).
  • Какая интонация всё время развивается? (М2–вая интонация – lamento)
Драматизм достигает высшей точки.
  • Как изменяется первоначальный образ в репризе? (Скрытая колокольность I части здесь звучит развёрнуто, как бы в оркестровом оформлении).
  • Какие муз.средства усилены? (Динамика, фактура).
  • Как называется такая реприза? (Динамизированная).
Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив–колокол, но и 2–ой элемент утратил жалобный характер. В мощном изложении 8–ми звучными аккордами он воспринимается как протест, воля к действию. Однако исход борьбы не ясен. Напряжение спадает, всё тише звучат удары колокола. Замирающий похоронный перезвон словно говорит о бессилии человека перед роком. Перезвон колоколов – как бы ощущение вечности. Колокол можно трактовать как символ истины. Он проходит через всю музыку Рахманинова.
  • К какому родовому жанру отнесём эту прелюдию? (Эпический, драматический, лирический?).
В этой прелюдии представлены черты всех основных родовых жанров: эпический (колокольность, хоровое изложение), лирический (интонация lamento, песенное начало), драматический (мощная кульминация).
Познакомимся ещё с одной ранней прелюдией g moll (op.23 №5)
Слушая эту прелюдию, ответьте на вопросы:
  • Что музыка выражает? (Внутреннюю собранность, суровость, твёрдость).
  • Сколько муз. образов? Контрастны ли они? (2 контрастных муз. образа).
  • Какой первичный жанр лежит в основе? (Марш).
После прослушивания разбираем эти вопросы, и ребята отвечают на следующие:
  • Какие муз.средства создают такой характер и подчёркивают маршевость? (Чеканный ритм, фанфарные интонации, аккордовая фактура).
  • Форма прелюдии? (3–х частная).
  • В чём состоит контраст среднего раздела? (Томная мелодическая тема на фоне широко разложенных фигураций).
  • Как меняются муз.средства? (Песенные интонации, гомофонная с элементами имита–ции фактура, широкая фразировка).
  • Что чувствует герой? (Вдохновение, нежность, трепет).
  • Есть ли общее с прелюдией cis moll в характере репризы? (Динамизированный характер).
  • К какой жанровой сфере отнесём эту прелюдию? (Лирико–драматической).
Вывод: В обеих прелюдиях Рахманинов раскрывает тему страдания человека, но при этом показывая стремление преодолеть его. Поэтому большую роль в музыке играют волевые импульсы, мужественное начало.
Также композитор расширяет камерные рамки жанра прелюдии. Они звучат концертно, масштабно, монументально. Неслучайно Рахманинова называют композитором ораторского плана.
IV “Слово” о Скрябине
А.Н. Скрябин – ярчайшая фигура русской культуры начала XX века. Известный пианист В.Софроницкий выделил в чём “истинное величие Скрябина”, это: “жизнь, свет, борьба, воля”. (2) Б.Пастернак считал композитора “поводом для вечных поздравлений, олицетворённым торжеством и праздником русской культуры”. Скрябинское искусство противостоит миру обыденности, отвергает настроения тоски. Его жизнь освещена лучезарной мечтой.
“Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество”. А.Блок.
Фортепианные произведения составляют наибольшую по объёму часть наследия Скрябина. С юности фортепиано стало для него основным, самым близким средством воплощением творческих замыслов. Любимым композитором с детства был Ф.Шопен. Скрябин создаёт ряд фортепианных миниатюр в тех музыкальных жанрах, которые были характерны для Шопена – вальсы, мазурки, этюды, ноктюрны, а также цикл из 24 прелюдий. Все...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.12 | Просмотров: 3021

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340