Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Анализ работы начальной школы за 2005/2006 учебный год
Автор(ы): Безуглова Лариса Ивановна, зам. директора по УВР, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы. Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. В 2005 - 2006 учебном году школа работала по теме: "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий". Были поставлены следующие задачи: - дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся;
- обновление содержания образования, введение профильного образования;
- создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;
- процент качественной успеваемости сделать стабильным по отношению к прошлому учебному году;
В начальных классах на 5 сентября 2005 года обучалось 310 учеников, на конец учебного года - 309. За 2005 - 2006 учебный год выбыло - 9 человек, прибыло - 8. Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен пятидневной недели. Было открыто 12 классов - комплектов: Расширенного обучения | 1 "Б", 2 "В", 3 "А", 4 "А" | 33 % | Развивающего обучения по системе Л.В. Занкова | 1 "А", 2 "А", 3 "Б" | 25 % | Общеобразовательные классы | 1 "В", 2 "Б", 3 "В", 4 "Б", 4 "В" | 42 % | Задачи, поставленные в 2005 - 2006 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 10 учителей начальных классов, логопеда, психолога. Из них имеют: Высшее педагогическое образование | 10 чел. | 83 % | Средне - специальное педагогическое образование | 2 чел. | 17 % | Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2005 - 2006 учебного года имеют: Высшую квалификационную категорию | 4 чел. | 40 % | Первую квалификационную категорию | 2 чел. | 20 % | Вторую квалификационную категорию | 4 чел. | 40 % | В 2005 - 2006 учебном году прошли курсы повышения квалификации при ТОИПКРО: Петрова О.С. по теме: "Обновление содержания начального образования"; Безуглова Л.И. по теме "Новые модели развития образования в начальной школе". Успешно прошли аттестацию и подтвердили квалификационную категорию: Петрова О.С. - высшая квалификационная категория, Глотова Г.В. - вторая квалификационная категория. Мушинская Н.П. по состоянию здоровья не смогла претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории и была аттестована на вторую квалификационную категорию. Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами. По традиции в начальных классах проводился праздник "День рождения школы". Все учителя готовили 3 открытых урока для родителей и коллег. Была отмечена большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков. Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в 2005 - 2006 учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии: - развивающее обучение по системе Л.В. Занкова (Безуглова Л.И., Павлова Л.И., Прищепова Н.И., Мешкова О.Н.);
- дифференцированное обучение (Петрова О.С., Портнягина Т.Э, Мушинская Н.П., Высоцкая И.В., Глотова Г.В., Сергеева Г.Г.)
- здоровьесберегающие технологии (элементы, все учителя начальных классов);
- игровые технологии (всеми учителями)
- технология безотметочного обучения (Мешкова О.Н., Петрова О.С., Мушинская Н.П.)
Работа в этом направлении имела практический выход в виде выступлений на педагогических советах: ноябрь 2005 года "Итоги 1 четверти. Результаты входных контрольных работ в решении задач преемственности " 1) Безуглова Л.И. по теме "Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе". 2) Мушинская Н.П. по теме "Виды контроля результатов обучения. Вводный контроль". декабрь 2005 года "Итоги 1-го полугодия. Психологические аспекты опроса обучающегося на уроках. Современные технологии опроса и оценивания учащихся" 1) Безуглова Л.И. по теме "Современные формы и методы устного опроса" 2) Мешкова О.Н. по теме "Опрос и оценивание учебных достижений учащихся при безотметочном обучении" 3) Павлова Л.И.. по теме "Разноуровневые контрольные работы и особенности устного опроса учащихся в классах, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова" 4)Высоцкая И.В. по теме "Система опроса учащихся выпускных классов по устным предметам (история, окружающий мир)". Активное изучение теоретических основ современных педагогических технологий проходило в рамках заседаний МО начальных классов. Широкое обсуждение получили доклады педагогов по следующим темам: Петрова О.С. "Технологии личностно-ориентированного образования" Мушинская Н.П. " Обучение на интегративной основе" Сергеева Г.Г. "Групповые и коллективные технологии" Прищепова Н.И. "Компьютерные (информационные) технологии" Глотова Г.В. "Игровые технологии" Портнягина Т. Э. "Витагенные технологии" Высоцкая И.В. "Этнокультурные педагогические технологии" Павлова Л.И. "Здоровьесберегающие технологии" Обжерина Т.А. "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с использованием методов развивающей кинезиологической программы" Всеми учителями даны открытые уроки с применением данных технологий по плану МО. Подробный анализ представлен в анализе работы МО В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях: - продолжает работу валеологический класс - 3 "Б" (учитель - Павлова Л.И.), который курирует доцент кафедры госпитальной терапии, кандидат медицинских наук Худякова Н. В.. Ею составлена и работает программа оздоровительных мероприятий: массаж, витаминотерапия, осмотр и консультация узких специалистов.
- проводятся уроки здоровья и беседы в 1 - 4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;
- в учебный план школы включены курсы и факультативы здоровьесберегающего направления: "Валеология" (Павлова Л.И.), "Полезные привычки" (Безуглова Л.И., Высоцкая И.В.), "Музыка и движение" (Смирнова М.В.);
- проводятся внеклассные мероприятия: традиционный праздник "День здоровья", "Путешествие на звезду Здоровья" (один из этапов городской программы для младших школьников "Калейдоскоп чудес" - 3 "Б" класс);
- формируется служба практической психологии, работали психологи: Павловская Е.В., Попова Ю.П., логопед - Обжерина Т.А.;
- проведена массовая иммунизация учащихся: прививки против гриппа, гепатита;
Вместе с тем не все учителя в полной мере следуют принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в несоблюдении норм дозирования домашних заданий, несвоевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. Хотя эти недостатки носят частичный характер, необходимо в следующем учебном году продолжить работу по их устранению. В целях оснащения школы наглядным материалом по здоровому образу жизни необходимо создать постоянно действующий "Уголок здоровья". Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Тематический внутришкольный контроль, по плану работы на 2005 -2006 учебный год, в 1-х классах определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4-х классах - итогами обучения на начальной ступени образования и готовности к обучению в среднем звене. Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1-х классов к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения. Главный показатель творческой работы педагогов - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы. В 2005 - 2006 учебном году проводились полугодовые и годовые административные контрольные работы по текстам Министерства образования РФ. Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах: 1-е классы | Математика | Русский язык | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | Выполняли работу | 98 % | 99 % | 95 % | 95 % | Справились | 98 % | 100 % | 100 % | 99 % | Качество | 94 % | 96 % | 82 % | 91 % | 100 % учащихся справились с контрольными работами в 1 "А" (Мешкова О.Н.) и в 1 "Б" (Петрова О.С.) В этих классах также отмечено стабильно высокое качество выполнения работ. Так же отмечено высокое качество контрольных работ в 1 "В" классе (Мушинская Н.П.), хотя в классе много детей с низким уровнем готовности к школе, соматически ослабленных, из социально неблагополучных семей. 2-е классы | Математика | Русский язык | 2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | 2004 –2005 уч.г. | 2005 –2006 уч.г. | Выполняли работу | 92 % | 97 % | 94 % | 88 % | Справились | 93 % | 93 % | 95 % | 100 % | Качество | 87 % | 85 % | 84 % | 84 % | Высокое качество показали учащиеся 2 "В" класса (Петрова О.С.) - класс расширенного обучения. Снижение качества отмечено во 2 "Б" классе (Глотова Г.В.) по математике на 23 % и рост качества по русскому языку на 34 %. Росту качества по русскому языку способствовали дополнительные логопедические занятия в течение всего учебного года. 3-е классы | Математика | Русский язык | 2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | 2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | Выполняли работу | 96 % | 100 % | 98 % | 99 % | Справились | 95 % | 93 % | 95 % | 88 % | Качество | 81 % | 75 % | 76 % | 63 % | Высокое качество показали учащиеся 3 "А" класса (Безуглова Л.И.) Снижение качества по русскому языку наблюдается в 3 "Б" классе (Павлова Л.И.) - на 17 % и в 3 "В" классе (Портнягина Т.Э.)- на 5 %. Одной из причин можно назвать большое количество учащихся этого класса с нарушениями развития речи, которые посещают занятия логопеда. Учителям данных классов следует обратить внимание в следующем учебном году на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения. 4-е классы | Математика | Русский язык | 2004 – 2005 уч. г. | 2005-2006 уч. г | 2004-2005 уч. г. | 2005 –2006 уч. г | Выполняли работу | 99 % | 97 % | 93 % | 96 % | Справились | 93 % | 98 % | 94 % | 97 % | Качество | 69 % | 82 % | 78 % | 86 % | Высокое качество работ показали учащиеся 4 "А" класса (Безуглова Л.И.): русский язык и математика 96 %.Во всех выпускных классах отмечен значительный рост качества выполненных работ. Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень: | 2004 – 2005 уч. год | 2005 – 2006 уч.г. | Кол-во | % | Кол-во | % | Всего учащихся | 299 | | 308 | | Читали | 276 | 92 % | 299 | 97 % | Ниже нормы | 31 | 11 % | 48 | 16 % | Норма | 35 | 13 % | 19 | 6 % | Выше нормы | 210 | 76 % | 232 | 78 % | Отмечен рост темпа чтения по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом, несмотря на смену контингента учащихся (выпуск 4-х,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.12 | Просмотров: 1785
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|