Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Анализ работы начальной школы за 2005/2006 учебный год - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Анализ работы начальной школы за 2005/2006 учебный год


Автор(ы): Безуглова Лариса Ивановна, зам. директора по УВР, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.
Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
В 2005 - 2006 учебном году школа работала по теме: "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий".
Были поставлены следующие задачи:
  • дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся;
  • обновление содержания образования, введение профильного образования;
  • создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;
  • процент качественной успеваемости сделать стабильным по отношению к прошлому учебному году;
В начальных классах на 5 сентября 2005 года обучалось 310 учеников, на конец учебного года - 309. За 2005 - 2006 учебный год выбыло - 9 человек, прибыло - 8.
Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен пятидневной недели. Было открыто 12 классов - комплектов:
Расширенного обучения 1 "Б", 2 "В", 3 "А", 4 "А" 33 %
Развивающего обучения по системе Л.В. Занкова 1 "А", 2 "А", 3 "Б" 25 %
Общеобразовательные классы 1 "В", 2 "Б", 3 "В", 4 "Б", 4 "В" 42 %
Задачи, поставленные в 2005 - 2006 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 10 учителей начальных классов, логопеда, психолога. Из них имеют:
Высшее педагогическое образование 10 чел. 83 %
Средне - специальное педагогическое образование 2 чел. 17 %
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2005 - 2006 учебного года имеют:
Высшую квалификационную категорию 4 чел. 40 %
Первую квалификационную категорию 2 чел. 20 %
Вторую квалификационную категорию 4 чел. 40 %
В 2005 - 2006 учебном году прошли курсы повышения квалификации при ТОИПКРО: Петрова О.С. по теме: "Обновление содержания начального образования"; Безуглова Л.И. по теме "Новые модели развития образования в начальной школе". Успешно прошли аттестацию и подтвердили квалификационную категорию: Петрова О.С. - высшая квалификационная категория, Глотова Г.В. - вторая квалификационная категория. Мушинская Н.П. по состоянию здоровья не смогла претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории и была аттестована на вторую квалификационную категорию.
Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами. По традиции в начальных классах проводился праздник "День рождения школы". Все учителя готовили 3 открытых урока для родителей и коллег. Была отмечена большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.
Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в 2005 - 2006 учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:
  • развивающее обучение по системе Л.В. Занкова (Безуглова Л.И., Павлова Л.И., Прищепова Н.И., Мешкова О.Н.);
  • дифференцированное обучение (Петрова О.С., Портнягина Т.Э, Мушинская Н.П., Высоцкая И.В., Глотова Г.В., Сергеева Г.Г.)
  • здоровьесберегающие технологии (элементы, все учителя начальных классов);
  • игровые технологии (всеми учителями)
  • технология безотметочного обучения (Мешкова О.Н., Петрова О.С., Мушинская Н.П.)
Работа в этом направлении имела практический выход в виде выступлений на педагогических советах: ноябрь 2005 года "Итоги 1 четверти. Результаты входных контрольных работ в решении задач преемственности "
1) Безуглова Л.И. по теме "Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе".
2) Мушинская Н.П. по теме "Виды контроля результатов обучения. Вводный контроль".
декабрь 2005 года "Итоги 1-го полугодия. Психологические аспекты опроса обучающегося на уроках. Современные технологии опроса и оценивания учащихся"
1) Безуглова Л.И. по теме "Современные формы и методы устного опроса"
2) Мешкова О.Н. по теме "Опрос и оценивание учебных достижений учащихся при безотметочном обучении"
3) Павлова Л.И.. по теме "Разноуровневые контрольные работы и особенности устного опроса учащихся в классах, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"
4)Высоцкая И.В. по теме "Система опроса учащихся выпускных классов по устным предметам (история, окружающий мир)".
Активное изучение теоретических основ современных педагогических технологий проходило в рамках заседаний МО начальных классов. Широкое обсуждение получили доклады педагогов по следующим темам:
Петрова О.С. "Технологии личностно-ориентированного образования"
Мушинская Н.П. " Обучение на интегративной основе"
Сергеева Г.Г. "Групповые и коллективные технологии"
Прищепова Н.И. "Компьютерные (информационные) технологии"
Глотова Г.В. "Игровые технологии"
Портнягина Т. Э. "Витагенные технологии"
Высоцкая И.В. "Этнокультурные педагогические технологии"
Павлова Л.И. "Здоровьесберегающие технологии"
Обжерина Т.А. "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с использованием методов развивающей кинезиологической программы"
Всеми учителями даны открытые уроки с применением данных технологий по плану МО. Подробный анализ представлен в анализе работы МО
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:
  • продолжает работу валеологический класс - 3 "Б" (учитель - Павлова Л.И.), который курирует доцент кафедры госпитальной терапии, кандидат медицинских наук Худякова Н. В.. Ею составлена и работает программа оздоровительных мероприятий: массаж, витаминотерапия, осмотр и консультация узких специалистов.
  • проводятся уроки здоровья и беседы в 1 - 4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;
  • в учебный план школы включены курсы и факультативы здоровьесберегающего направления: "Валеология" (Павлова Л.И.), "Полезные привычки" (Безуглова Л.И., Высоцкая И.В.), "Музыка и движение" (Смирнова М.В.);
  • проводятся внеклассные мероприятия: традиционный праздник "День здоровья", "Путешествие на звезду Здоровья" (один из этапов городской программы для младших школьников "Калейдоскоп чудес" - 3 "Б" класс);
  • формируется служба практической психологии, работали психологи: Павловская Е.В., Попова Ю.П., логопед - Обжерина Т.А.;
  • проведена массовая иммунизация учащихся: прививки против гриппа, гепатита;
Вместе с тем не все учителя в полной мере следуют принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в несоблюдении норм дозирования домашних заданий, несвоевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. Хотя эти недостатки носят частичный характер, необходимо в следующем учебном году продолжить работу по их устранению. В целях оснащения школы наглядным материалом по здоровому образу жизни необходимо создать постоянно действующий "Уголок здоровья".
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Тематический внутришкольный контроль, по плану работы на 2005 -2006 учебный год, в 1-х классах определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4-х классах - итогами обучения на начальной ступени образования и готовности к обучению в среднем звене.
Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1-х классов к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения.
Главный показатель творческой работы педагогов - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам
(русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы. В 2005 - 2006 учебном году проводились полугодовые и годовые административные контрольные работы по текстам Министерства образования РФ. Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах:
1-е классы Математика Русский язык
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
Выполняли работу 98 % 99 % 95 % 95 %
Справились 98 % 100 % 100 % 99 %
Качество 94 % 96 % 82 % 91 %
100 % учащихся справились с контрольными работами в 1 "А" (Мешкова О.Н.) и в
1 "Б" (Петрова О.С.) В этих классах также отмечено стабильно высокое качество выполнения работ. Так же отмечено высокое качество контрольных работ в 1 "В" классе (Мушинская Н.П.), хотя в классе много детей с низким уровнем готовности к школе, соматически ослабленных, из социально неблагополучных семей.
2-е классы Математика Русский язык
2004-2005 уч.г. 2005-2006 уч.г. 2004 –2005 уч.г. 2005 –2006 уч.г.
Выполняли работу 92 % 97 % 94 % 88 %
Справились 93 % 93 % 95 % 100 %
Качество 87 % 85 % 84 % 84 %
Высокое качество показали учащиеся 2 "В" класса (Петрова О.С.) - класс расширенного обучения. Снижение качества отмечено во 2 "Б" классе (Глотова Г.В.) по математике на 23 % и рост качества по русскому языку на 34 %. Росту качества по русскому языку способствовали дополнительные логопедические занятия в течение всего учебного года.
3-е классы Математика Русский язык
2004-2005 уч.г. 2005-2006 уч.г. 2004-2005 уч.г. 2005-2006 уч.г.
Выполняли работу 96 % 100 % 98 % 99 %
Справились 95 % 93 % 95 % 88 %
Качество 81 % 75 % 76 % 63 %
Высокое качество показали учащиеся 3 "А" класса (Безуглова Л.И.) Снижение качества по русскому языку наблюдается в 3 "Б" классе (Павлова Л.И.) - на 17 % и в 3 "В" классе (Портнягина Т.Э.)- на 5 %. Одной из причин можно назвать большое количество учащихся этого класса с нарушениями развития речи, которые посещают занятия логопеда. Учителям данных классов следует обратить внимание в следующем учебном году на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения.
4-е классы Математика Русский язык
2004 – 2005 уч. г. 2005-2006 уч. г 2004-2005 уч. г. 2005 –2006 уч. г
Выполняли работу 99 % 97 % 93 % 96 %
Справились 93 % 98 % 94 % 97 %
Качество 69 % 82 % 78 % 86 %
Высокое качество работ показали учащиеся 4 "А" класса (Безуглова Л.И.): русский язык и математика 96 %.Во всех выпускных классах отмечен значительный рост качества выполненных работ.
Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень:
2004 – 2005 уч. год 2005 – 2006 уч.г.
Кол-во % Кол-во %
Всего учащихся 299 308
Читали 276 92 % 299 97 %
Ниже нормы 31 11 % 48 16 %
Норма 35 13 % 19 6 %
Выше нормы 210 76 % 232 78 %
Отмечен рост темпа чтения по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом, несмотря на смену контингента учащихся (выпуск 4-х,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.12 | Просмотров: 1785

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340