Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Актуальность использования межпредметных связей при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Актуальность использования межпредметных связей при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор(ы): Баклушина Надежда Викторовна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа объединения “Марья-искусница” рассчитана на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь в объединении, дети учатся шить мягкую игрушку, вязать спицами и крючком и даже плести кружева.
Ручное вязание – это прекрасный древний вид рукоделия. Это подлинно массовое искусство, собравшее по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется, здесь всегда есть место для повышения своего профессионального уровня, освоения новых навыков и умений. И все-таки даже на начальном этапе обучения возможно создание готового изделия, пусть и наипростейшего.
Именно вязание помогает ребенку осознать свою нужность, полезность обществу. Обучая ребенка вязанию и другим видам рукоделия, мы воспитываем его не простым потребителем чужого труда, но равноправным членом общества, способным приносить пользу себе, семье, другим людям, умеющим зарабатывать своим трудом. Какую гордость видишь в глазах юной мастерицы, демонстрирующей свою первую поделку – кукольные носочки, шарфик или берет. Даже маленькая удача пробуждает веру в свои силы, в свои способности, повышает самооценку, которая очень снижена у таких детей. Все это облегчает социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ и расширяет круг его общения как с больными, так и со здоровыми сверстниками, помогает развивать любознательность, интерес к разнообразным видам деятельности, что позволит помочь в дальнейшем выборе профессии или сферы деятельности, развивать креативность.
Неоспоримо важна образовательная роль занятий в объединении, ведь не секрет, что многие из детей-инвалидов испытывают недостаток знаний из-за обучения по программе вспомогательной школы или же узко-предметного обучения на дому по общеобразовательной программе (обычно это 3 – 4 предмета). Учебная нагрузка на ребенка всего 8 часов в неделю в начальной школе и среднем звене и 11 часов в неделю для учащихся старших классов. Этого явно не хватает для получения полноценного образования. При этом программа общей школы распределяется в каждом отдельном случае совершенно произвольно: варианты от 1 академического часа в неделю на каждый предмет до 3-4х часов на 2-3 “основных” предмета (русский язык, математика и татарский или английский).
При использовании межпредметных связей в дополнительном образовании, кроме того, что реализуется желание ребенка созидать, он еще и получает знания из соседних с изучаемым предметом дисциплин, как-то:
  • история костюма и рукоделия, их национальная принадлежность – это история, география, культура мировых цивилизаций;
  • виды, происхождение, свойства материалов, состав природного сырья и искусственных волокон – это биология, история, география, физика, химия;
  • ручные и производственные ткачество, трикотаж, швейные изделия – это технология;
  • эскизы изделий, построение чертежей выкроек, зарисовка схем, особенности строения человеческого тела, осанка, типы фигур, возможности зрительно скорректировать фигуру за счет правильного кроя – это анатомия, медицина, ИЗО, черчение;
  • кроме всего прочего – этика, эстетика, развитие речевых навыков и культуры речи, история языка, этимология (часть языкознания, объясняющая происхождение слов, их родство со словами из других языков), основы безопасности жизнедеятельности и некоторые вопросы народной и официальной медицины.
На занятиях по материаловедению, в частности, мы говорим не только о видах и свойствах сырья для пряжи, но и о:
  • растениях, их строении, местах и условиях их произрастания, области применения;
  • животных, их классификации, о том, где и в каких условиях они обитают, влияет ли это на использование их в домашнем хозяйстве и промышленности;
  • о природных ископаемых, их свойствах, способах и областях применения;
  • о сочетании цветов и оттенков, о цветовой гармонии, о влиянии цвета на психическое и физическое состояние человека.
К примеру, все знают, что вяжем мы из ниток, что нитки бывают разные, натуральные и искусственные. Вот, например, хлопок. Где он растет, как за ним ухаживают, откуда берут волокно, как из него сделать нитки? Говоря обо всем этом, невозможно обойти вопросы места произрастания, климата этих мест, строения растения, и даже истории использования. Ведь не каждый знает, что именно из хлопка ткали хорошо известную сейчас джинсовую ткань, из нее были сшиты паруса, которые несли каравеллы Христофора Колумба через Атлантический океан к его великому открытию.
А знаете ли Вы, почему линейка так называется? Думаете, это не относится к вязанию? А слово “линейка” произошло от латинского lin – нить, ведь все измерения в старину производились льняной нитью с равномерно расположенными узелками. Вот мы и коснулись этимологии, части языкознания.
А сам лен люди выращивают уже девять тысячелетий. Сейчас лен сдает свои позиции, а ведь когда-то о нем слагали песни, помните: “…То ли поле, то ли море, словно волны на просторе – синий лен”. Другая песня-игра была неотъемлемой частицей культуры российского народа: “Уж я сеяла, я сеяла ленок…”. И в ней, этой песне не только рассказ о том “как я сеяла, полола, дергала, мочила ленок и так далее…”, но и об обычаях и традициях русского народа, о приметах на счастье.
А вот крапива. Вспомним сказку “Братья-лебеди”. В этой сказке заколдованные братья обретают человеческий облик, надев рубашки, связанные любящей сестрой из крапивы. Говорите, сказка – ложь…. А ведь в старые времена на Руси специально разводили крапиву для получения ниток, одежда из этих ниток считалась целебной. Мало того. В Китае из особого сорта крапивы рами делают нитки до сих пор. Целебность крапивы доказана учеными, листья ее богаты каротином, витаминами. Витамина С, например, в ней больше, чем в вишне, картофеле, яблоках, и даже лимон уступает крапиве, к тому же, мы знаем, что лучше усваиваются те продукты, которые выросли там, где живет человек. Крапиву и до сих пор используют как лекарственное растение от лихорадки, при лечения астмы и бронхита, цистита, водянки, диабета, заболеваний желудочно-кишечного тракта и почек, при болях в мышцах и суставах и при ломоте в пояснице парятся в бане.
Вернемся к сказке “Братья-лебеди”. Крапива обладает еще и ранозаживляющим действием, ее используют при фурункулах, угрях, сыпях. Гнойные раны посыпают порошком крапивы или кладут на них свежие чистые листья, соком из свежих листьев удаляют бородавки, а отваром моют голову для уничтожения перхоти! Теперь становится понятной суть превращения и братьев, и самой принцессы.
Все Вы слышали о шелкопряде. А знаете ли Вы, что есть не только тутовый шелкопряд, а еще и дубовый, и клещевинный, и айлантовый, который питается листьями яблони и сирени.
А как разводят шелкопряда? Какие стадии проходит шелкопряд, прежде чем отдаст человеку драгоценную ниточку? Выкормить гусениц, позволить им свить свои коконы, собрать эти коконы. Здесь нам поможет информация из биологии. Выкормить гусениц, позволить им свить свои коконы, собрать эти коконы. Но чтобы размотать шелковинку, кокон необходимо прогреть над паром. Гусеница погибает. Жалко? А это уже – экология. Если мы позволим всем гусеницам превратиться в бабочек, те отложат такое неимоверное количество яичек, что вылупившиеся из них гусеницы погубят сначала все тутовые деревья, а затем и всю растительность, ведь они такие прожорливые и жуют с таким аппетитом, что шум стоит как во...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1323

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340