Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Хоровое пение в начальной школе - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Хоровое пение в начальной школе


Автор(ы): Титова Лариса Ивановна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Музыкальное воспитание имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка.
Мы живем в России, а пение здесь исстари было распространено. Музыкальный деятель хорового искусства Г.А. Струве отметил: “Все обряды: рождение, венчание, погребение - сопровождались пением. На всех праздниках народ пел. Пели - работая, пели - отдыхая. В каждой деревне уважаемый человеком был тот, кто “работать мог и петь”. В каждой приходской школе, гимназии, институте в любом учебном заведение любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика. Хоровое искусство имеет крепкие национальные корни и традиции, огромные сокровища как фольклорного, так и композиторского творчества”.
Человеческий голос, как считает З. Кодай – это прекрасный и доступный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Дети в младшем возрасте все любят петь. Поэтому необходимо стремиться, чтоб пение детей постепенно приближалось “к достижению уровня, подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал” писал Д.Б. Кабалевский. К.Д. Ушинский утверждал, что “запоет школа – запоет весь народ”.
Чтоб этого добиться, я поставила цель: способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.
Первоначальный этап по вокально-хоровому пению на уроке начинаю с определения уровня музыкальных способностей ребенка. Провожу диагностику, полученные результаты фиксирую в таблице.
Проверяю:
  • Ладовый компонент мелодического слуха (соотношение двух предлагаемых звуков по высоте);
  • Слуховой компонент мелодического слуха (направление мелодии);
  • Музыкально-ритмического чувства (исполнение знакомой песни с сопровождением и без сопровождения, допевание мелодии до конца, согласованность движения с характером музыкального произведения (знакомого, а также незнакомого).
Класс делю на три интонационные группы.
1 группа. Дети с диапазоном не менее сексты (ре-си) интонируют мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком.
2 группа. Дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонации.
3 группа. “Гудошники”.
В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. С первого урока необходимо детей знакомить с дирижерским жестом – ауфтактом (внимание). Необходимо формировать певческую установку. Человек хорошо сидит, значит, хорошо поет.
Комплекс обязательных требований: стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Эти требования способствуют правильному звукообразованию, формированию певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.
Певческая установка непосредственно связано с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширения грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. “Ключечное” дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимы. С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звучания, а также является необходимым условием чистоты интонации. Но не надо забывать, что результаты могут быть обратными: дети напрягаются, сопят, поднимают плечи. Дыхание при пении можно брать по фразам, если фразы превышают физические возможности певческого голоса, необходимо применять цепное дыхание:
  • не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
  • не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
  • брать дыхание незаметно и быстро;
  • вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой интонационно точно;
  • чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Механизм дыхания отрабатывается рядом упражнений. Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования.
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки животных, птиц, слух совершенствуется, если обучение поставить правильно. По лечению Бутейко (книжечка-библиотечка “ЗОЖ” 2001г. №1 “Записки сельского фельдшера”, Николай Штаб). Утром, встав с постели, ладонями хорошо потереть уши круговыми движениями по ходу часовой стрелки, плотно прижимая к голове. После этого ладонями рук прижмите уши к голове и резко отдерните руки. Также надавливание производите по 10-20 раз за сеанс. После этого вставьте палец в ухо, как можно плотнее закрывая наружный слуховой проход, и резко отдерните палец. При этом происходит вибрация барабанной перепонки, улучшается её кровоснабжение. Так делать 10-20 раз ежедневно. Это способствует улучшению слуха.
Тренировка слуха.
1 упражнение-игра “Кто дольше слышит звук”.

Учитель играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время в классе стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.
Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.
Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.
Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки:
  • мягкая - создающая условия для эластичной работы связок;
  • твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости);
  • придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).
Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.
Упражнение 1.
Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И”.
(Легато) ____________________________________________________________________
Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.
Упражнение 2.
Пунктирная линия (прерывистая)
(Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______
Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.
Упражнение 3.
Линия из точек.
(Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”.
Упражнение 4
Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней.
Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.
Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”.
Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.
Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных.
Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам
Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.
Гласный “У” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головой регистр, обеспечивает проточность. Однако “У” - самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный “У” очень полезен в сочетании легато и стаккато.
Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота- “животик прыгает”).
Последовательность гласных:
“И, Э, А, О, У” - увеличивает размер ротовой полости.
“И, У, О, Э, А” - уменьшает напряженность голосовых мышц.
“А, О, Э, У, И” - повышает подсвязочное давление
Согласные в пении “Л”, “Н”, “М” - способствуют кантилену.
“Д”, “Б”, “Р” - четкость дикции.
Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти.
К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.
Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов - дикция.
Произношение гласных и согласных.
Правила орфоэпии.
Пишется Произносится

б, г, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с
о безударная а
д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть
я безударное я, е
н, нн мягко
ж и ш перед мягкими согласными твердо
ж удвоенное (жж) мягко – жьжь
ся и сь – возвратные частицы са и с
чн, чт шн, шт
ч и н, разделенные согласными ч и н
стн, здн сн, зн; т и д выпадают
сш и зн ш твердое, долгое
сч и зч щ долгое
кк, тт (удвоенные согласные) кь, ть (вторая согласная выпадает)
Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии.
Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.
Приемы, способствующие правильному произношению слов:
  1. Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни.
  2. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе).
  3. Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению).
  4. Прочитать текст песни “по секрету” - шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.
  5. Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному).
Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.12 | Просмотров: 2690

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340