Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Хоровой класс в системе общеобразовательной школы - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Хоровой класс в системе общеобразовательной школы


Автор(ы): Калачикова Ирина Викторовна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к западноевропейским и русским сокровищам духовной, классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.
Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Однако в каждом времени этому виду искусства отводилась то большая, то меньшая значимость. В современной жизни, хоровое искусство в общеобразовательной школе, постигают лишь те дети, которым это интересно.
Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Например, в своих высказываниях, научный деятель XIX века Д.И. Писарев говорил: «что одним из важных средств активизации любой деятельности человека является интерес, который появиться только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость» (40, с. 109).
Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение (11, с.5).
В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности (52, с.25).
Ученик, не испытывающий интереса к определенному предмету, усваивает лишь 10-15% всей информации. Особенно важно вызвать интерес у подростков, так как в переходный возраст общий интерес к учебе у них падает. Руководителю хора важно открыть в детях те или иные способности, особенно если они пришли впервые на хоровые занятия, не погасить у них ранее приобретенный интерес к хоровому пению и развивать его дальше.
Способности детей развиваются только в деятельности, и наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной, поглощающей все мысли, чувства и волю, в деятельности любимой, желанной, наполненной радостью глубоких раздумий, поисков, дерзновенных замыслов и завершенной успешным результатом.
Интерес — это не только стимул деятельности, учебной, творческой, физической, в том числе и приобщение к музыке, это и стимул развития личности, так как ищущий человек всю свою жизнь совершенствуется и обогащает себя как личность.
Интерес - способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьника. Поэтому в ряду острых проблем современной школьной "музыкальной педагогики" проблема формирования и развития интереса к музыке в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков является, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных.
Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительной формы, когда наши дети по теле и радио передачам слышат лишь эстрадную, часто упрощенную музыку, всестороннее музыкальное воспитание на примерах классической музыки приобретает все большую значимость. Потребность в гармонически развитой личности, в современном обществе усиливается. Именно учитель может пробудить у школьников постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Развитию интереса к хоровому пению у детей - как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.

1. Значение хорового класса в системе общеобразовательной школы

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
В первые годы Советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразовательной школе становится массовым, понадобилась целая армия музыкальных работников. Однако не только специалистов по детскому голосу было мало, но и учителей, сколько-нибудь разбирающихся в этом виде искусства.
В1921 году появились программы и планы по музыке в советской школе. В связи с нехваткой квалифицированных школьных учителей в 30-60 е.г. уроки музыки вели несведущие люди. Стало снижение уровня преподавания, сказалось и на отношении к самому музыкальному общему образованию, в частности к хоровому пению. Уроки стали развлечением. Создавшиеся школьные хоры не только не приобщали детей к искусству, а во многих случаях сформировали негативное представление о хоровом творчестве.
Новые оттенки в русскую хоровую культуру 60х. Годов XX века вносятся с началом деятельности Всероссийского хорового общества (ВХО) учрежденного в 1958г. И на протяжении последующего десятилетия все более активно - организованно и творчески - вторгающегося в разные сферы культуры: исполнительство, педагогику, музыкальную пропаганду и т.д.
Одной из проблем, которая обсуждалась, на объединенном пленуме союза композиторов (СК) РСФСР и ВХО в 1964г., оставалась проблема всеобщего об- разования и детского хорового пения, как основы воспитания будущих певческих кадров и слушателей. Недостатки подрастающего поколения, сказывались и на состоянии массовой культуры взрослых. Массовость как одна из характерных черт хорового творчества помогала решать проблему коллективного воспитания. Достижения научно-технического прогресса позволило рассмотреть воздействие хорового пения на развитие многогранности личности ребенка с совершенно новой научной стороны. Возникновение в 96х.г. в альтернативных школах с углубленным изучением музыкального искусства позволило решать поставленную задачу массового музыкального образования на совершенно новом качественном уровне.
Тенденции в развитии детского хорового воспитания привели к трансформации методов обучения. Наряду с существованием и использованием традиционной абсолютной сольмизации стали разрабатываться новые приемы и методы ознакомления с нотной грамотой и овладения закономерностями музыкальной речи на материале народного и профессионального творчества. Хоровая миссионерская деятельность В.Г. Соколова (1908—1993), B.C. Локтева (1911 —1968) и многих других дирижеров детских хоров послужила импульсом для возникновения новой формы организации хорового воспитания детей — детских хоровых студий. В дальнейшем хоровые студии стали массовым явлением: «Пионерия» (Г.Струве), «Весна» (А.Пономарев), «Веснянка» (Е.Свешникова), «Радость» (Т.Жданова) « Журавушка» (Чипкайло), и многие другие.
На период 1970—1980 гг. пришелся расцвет замечательного коллектива — Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В.С.Поповым.
Привлечение в общеобразовательные школы опытных музыкантов-хоровиков было определено существующими в те годы условиями — заинтересованностью школьного управленческого аппарата в наличии хоровых коллективов в школах, системой жесткого распределения специалистов по окончании учебного заведения и закреплением на одном рабочем месте, зависимостью хорового пения от партийно-идеологической направленности (календарных и советских праздников, участия в массовых торжествах) и т.д. В XX столетии проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: К.Б. Птица, П.Г.Чесноков, В.И. Краснощекое, П.П. Левандо, Г.А. Дмитревский, К.К. Пигров, В.Г. Соколов, Д.Л. Локшин, B.C. Попов, А.А. Егоров, В.Л. Живов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиев-О.А. Апраксина, Л.Б. Бартенева, Л.М. Жарова, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Н. Овчинникова, В.И. Сафонов, и др. В публикациях освещались проблемы вокальной работы с детской хоровой аудиторией и организации музыкального образования. Многие издания зафиксировали результаты экспериментальных исследований, проведенных на различных возрастных уровнях с привлечением смежных наук — эстетики, педагогики, физиологии, психологии и акустики например, работы Г. П. Стуловой «Хоровой класс» (52, с. 100) и «Теория и практика работы в детском хоре» (52, с. 100). Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда было обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне существует возможность целенаправленного музыкального воспитания детей с одновременным решением задач эстетического развития человека.
В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития интереса подростков к репертуару, который предлагается в каждой из учебных программ школьного музыкального воспитания. Если у детей нет интереса к тому, что звучит на хоровом занятии, если оно проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, то ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Известно, что в целом ряде общеобразовательных школ Российской Федерации хоровых коллективов нет. Однако, без хоров сегодня школе не обойтись — так, во всяком случае, утверждает подавляющее большинство школьной администрации, руководители Главного управления дополнительного образования и воспитания Министерства образования Российской Федерации, где активно разрабатываются вопросы активизации хоровой культуры в наших школах.
В школьном хоре могут органически сочетаться как фронтальное воздействие руководителя на учащихся, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива. В условиях коллективного исполнения у школьников, особенно у подростков, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал бы ради себя, он будет рад сделать для всех. В процессе хоровых занятий можно показать на конкретном примере лучших участников хора. Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников; обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и| коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.
Известен опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Вспомним, например, хоровые песенки о правилах правописания из передач «Радио-няни», песенку из давнишнего индийского кинофильма «Бродяга», раскрывающую правила арифметики. Известный методист-физик Н. М. Шахмаев рассказывал об опыте преподавания русского языка в одной из привилегированных американских школ, чему он был свидетелем. Наряду с другими методами там широко применялся метод хорового пропевания русских предложений, использования массового пения песен на русском языке.
Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования. Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов называл хоровое пение «жизненной основой музыки». Современный методист В. Л. Михелис рекомендует в начальный период обучения игре на фортепиано использовать ансамблевое пение, так как это, по его мнению, является залогом успешной работы в дальнейшем 1, с.6).
Мысли о хоровом пении как основе музыкального воспитания высказывались и в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Так, например, Г.Рукавишников писал: «...по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились» (12, с.9).
Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов», где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения (8, с.80).
Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.
Именно на эту, сторону хорового пения как формы музыкальной деятельности обращал внимание известный дореволюционный методист А. Карасев: «Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие...» (17, с. 19-21).
Как коллективная форма музыкального исполнительства, хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании методиста С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников» (18, с.7).
Хор - такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность — гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.
В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот - четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.
Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека — учителя.А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объек- том педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.
Коллективная форма хорового исполнения, как мы уже имели возможность убедиться, делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий педагог - К. Д. Ушинский. Хочется остановиться на некоторых его высказываниях о воспитательном значении хорового пения. К сожалению, большинству из нас хорошо известен лишь лозунг, который якобы принадлежит Ушинскому: «Запоет школа — запоет народ!» Однако историкам педагогики хорошо известно, что ничего подобного Ушинский не говорил. По отношению к хоровому пению он высказывался гораздо тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу (58, с.3-9).
Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкального развития школьников академик Б. Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «...школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными». Он считал, что «принципиально все учащиеся составляют хор», но всегда есть более и менее поющие. И потому «центральная хоровая организация будет в основе своей поддерживаться природное музыкально способными людьми, и эта «обязательная служба» для них будет являться более длительной и более интенсивной. Это неизбежно. Но, вместе с тем, такого рода «ставка» на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принципа общеобязательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться потому, что твердая база не исключает, а обусловливает возможности прикрепления к ней и вокруг нее учащихся менее сильных в музыкальном отношении» (7, с. 10).
Ратовал за школьное хоровое пение и Д.Б.Кабалевский, утверждавший, что «...постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. «Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» (52, с. 140). Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.
Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:
  • в коллективной хоровой деятельности, когдаучащийся на виду у всех, он раскрываетсяперед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить инаправить;
  • участие вобщем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оцениватьсвои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные(качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
  • работая вхоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые дляработы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способностии умения с пользой для себя и для хора;
  • хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
  • в процессеколлективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувстволоктя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику,музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело,значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пениисогласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательныесредства, положительно воздействующие на ученика, что усиливаетпозитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
  • в хоровом,коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявитьподлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статусосновной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой»группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а ктопредпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов»и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;
  • в хоровомпении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены исоответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим,кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успехсверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительноменьшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученныелишь благодаря природным данным.
Итак, хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.
Детские хоры организуются в школах, дворцах детского творчества в детских клубах при домовых комитетах. Большое распространение получила форма хоровой работы с детьми - хоровая студия, где учащиеся, кроме занятий хоровым пением, овладевают игрой на музыкальных инструментах, занимаются сольфеджио, музлитературой.
Хоровое пение как наиболее действенный вид массового музицирования на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Большое внимание в русской хоровой культуре прошлого уделялось хоровому образованию с детских лет. Передовые русские музыканты и педагоги: В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Н.А. Римский - Корсаков, П.И. Чайковский, К.Д. Ушинский придавали огромное значение хоровому пению в общеобразовательных школах, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся. В настоящее время, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, традиций, проблема формирования гармонически развитого подрастающего поколения становится особенно актуально (12, с.20).
В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.
Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника. Формируются такие качества как:
  • эмоциональность
  • коммуникабельность
  • инициативность
  • ответственность
  • организованность
  • коллективизм
  • трудолюбие
  • креативность
Развиваются познавательные процессы:
  • ощущение, восприятие
  • внимание, память
  • воображение, мышление
  • воля
Развиваются специальные умения и навыки:
  • сценическая культура
  • эстетический вкус
  • творческие способности
  • певческие навыки
  • музыкальная грамотность
  • ораторское искусство.
Хор интегрирует с другими школьными предметами:
  • русский язык
  • литература
  • анатомия
  • физика
  • история
  • ин.яз.
  • психология
  • мировая художественная культура (мхк)
Хоровые занятия развивают психические способности школьника:
  • эмоции, чувства — восприятия, ощущения
  • память( эмоциональная, образная, слуховая, механическая, логическая, двигательная)
  • сознание
  • воля
  • внимание
  • сосредоточенность
  • воображение
  • мышление
  • речь
Занятия хоровым пе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.12 | Просмотров: 4793

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340