Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Мониторинг образовательного процесса в профессиональном училище
Автор(ы): Арганы Нина Федоровна, зам. директора по НМР, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С момента рождения человек проходит несколько основных этапов жизненного развития: от раннего младенчества и заканчивая поздней взрослостью. И на каждом этапе формируясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Под развитием личности мы подразумеваем объективный процесс внутреннего, последовательного и качественного изменения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности, его предназначения. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение возможностей личности, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. Природа многое дала человеку, но чтобы человек был сильным и самостоятельным, прежде всего надо обеспечить его: - Физическое развитие;
- Психическое развитие (память, мышление, воображение);
- Интеллектуальное развитие (творческое, критическое мышление);
- Социальное развитие (общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные отношения и др.).
Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Индивидуальная культура человека складывается в сложном, в многомерном поле культуры социума под действием разнонаправленных влияний. Из этого материала развивающаяся личность вырабатывает свою собственную культуру, строит саму себя. “Жить – значит развиваться” – говорил Альфред Адлер. Личность, её знания и общая культура должны соответствовать требованиям современного общества, чтобы выпускник училища - молодой рабочий обладал тем необходимым потенциалом, который помог бы ему смело войти во взрослую жизнь. Когда мы говорим о развитии и профессиональном становлении учащегося НПО, то мы имеем в виду потенциал: ценностный, коммуникативный, профессиональный, творческий. Мини-исследования дают педагогам сведения о целях, ценностях, отношениях, желаниях подростков, их взглядах на образование, семью, карьеру, личностный рост и самовоспитание. Анализируя материалы входной диагностики многое можно понять. Предел мечтаний наших учащихся состоит в том, чтобы стать успешным в профессии и в жизни, затрачивая при этом минимум усилий. Образование и карьера для многих подростков значимы, а вот учеба традиционно занимает одно из последних мест в рейтинге ценностей. Есть над, чем задуматься педагогам. Мы ведь встречаемся с учащимися как раз по поводу учения, а им бы просто общаться с хорошими друзьями, да побыстрей «получить много денег, квартиру, машину». Конечно, у педагогов прослеживается понимание того, что иерархия ценностей каждого ученика индивидуальна, что сочетание ценностных выборов бесконечно, что навязать свою систему ценностей, сделать выбор за учащихся не получится. Что же делать? С чего начать? Давняя проблема образования не обошла и сферу воспитания. Не определив для начала цель и ценности воспитания так легко впасть в привычную радикальную замену «плюсов» на «минусы» и опять где-то в стороне от человеческого сердца прочертить траекторию профессионального роста и кривую карьерной успешности. Какие же основы можно положить в фундамент модели воспитания личности учащихся на современном этапе развития общества? « …нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, пишет К.Д. Ушинский, одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству; а мы её-то, именно её, единственно годную для заимствования во всей полноте и пропустили. Не мешало бы нам занять её не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей Родины». Исходя из этого высказывания, первый принцип в построении системы воспитания можно сформулировать так: переустройство, модернизация процессов воспитания не должны уничтожать основ, которые создала тысячелетняя культура России. Второй завет-размышление звучит из уст одного из министров народного просвещения России графа С.С. Уварова - «Как учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу?» Сегодня учащийся, как никогда нуждается в широком и полноценном образовании, основанном на общечеловеческих ценностях. Воспитание должно опираться на осознании приоритетности духовного и нравственного над материальным и экономическим. Ведь только в духовном состоянии у человека функционирует совесть как высший, нравственный регулятор действия. Там, где совесть молчит, ослабевают чувства долга, ответственность, оскудевает верность, исчезает служение, самопожертвование, а вместо этого расцветают продажность, измена, равнодушие. Именно это имел в виду К.Д. Ушинский, утверждая еще сто лет назад, что «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья»2. Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью гармоничного взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей совестью. Наладить подобное взаимодействие способен только педагог-воспитатель. Сегодня невозможно «приписать» воспитательные функции лишь заместителям директоров по УВР и классным руководителям. Особенностью авторских программ, составляющих основу общеучилищного эксперимента ПУ №42 по теме «Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР» является то, что развитие учебно-воспитательного процесса как объекта исследования требует непременного становления профессиональной позиции каждого педагога как воспитателя. Личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью. Воспитание становится реальностью, если педагог обрел активную личную позицию в профессионально-деятельной сфере. Личностно – профессиональный рост педагога – необходимое условие для нравственного возвышения и духовного «взращивания» учащихся. Это всегда было традицией отечественной педагогики. «Нельзя воспитывать, не передавая знания, пишет Л.Н. Толстой, всякое же знание действует воспитательно».3 Обретение собственной позиции в воспитании – не одноразовое действие. Здесь должны сходиться интеллектуальные, волевые, эмоционально-оценочные отношения к педагогическому труду и жизни в целом. Человек с такой позицией становится субъектом собственного развития (совершенствуя индивидуальный стиль педагогической деятельности). В данном случае самоактуализация является основным показателем профессиональной компетентности педагога. Современному педагогу в своей профессиональной деятельности приходится выполнять целый комплекс новых функций: - анализ и рефлексия целостного педагогического процесса;
- конструктивно-прогностические, направленные на выработку и принятия решений;
- организационно-деятельностные, реализующие различные варианты воспитания;
- оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие.
«Наиболее адекватной становиться модель специалиста при условии, если её построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Полнота осознания этих задач и их реализация определяют уровень его профессиональной компетентности»4 . Профессиональная компетентность педагога как раз и является предметом исследования нашего эксперимента. Определяя в качестве объекта экспериментальной деятельности учебно-воспитательный процесс, мы условно представляем образовательное учреждение НПО как социальную систему, функционирующую по принципу «входа» и «выхода». На входе ее задана «цель»: конкурентно–способный специалист, а на выходе получается «результат»: выпускник – как субъект рынка труда. Степень достижения цели позволяет судить об эффективности учебно-воспитательного процесса. Данная модель образовательного учреждения системы НПО представлена на схеме (Приложение 1). Принимая социальный заказ на подготовку квалифицированного специалиста в качестве конечной «цели», педагогическая система осуществляет образовательную деятельность, результатом которой на « выходе» является сформированная личность выпускника, обладающая спроектированными в модели специалиста знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами. Педагогическая система понимается нами как организованная совокупность взаимосвязанных методов, средств и процессов, необходимых для целенаправленного и планомерного развития личностных и профессиональных качеств учащихся. Она содержит вариативные (факультативы, кружки, курсы по смежной профессии) и инвариантные (образовательная программа и ГОС НПО) компоненты, взаимодействующие между собой и с внешней средой. Изменяющиеся внешние условия приводят к изменению конечной цели. Для ее достижения должна синхронно перестраиваться педагогическая система. К внешним условиям можно отнести: общие экономические условия, конкуренцию на рынке труда, конкуренцию в сфере образовательных услуг, макро- и микроокружение, семью, результаты обученности за курс основной школы, ОУУН, изменение спроса или предложения на ту или иную профессию и пр. Внутренние факторы – учебно-воспитательные мероприятия, материально-техническая база, библиотека, инженерно-педагогический коллектив, специфика образовательного учреждения, система санкций и поощрений, характер, содержание и условия обучения. Экономические изменения в обществе, развитие малого и среднего бизнеса приводят к тому, что нашим выпускникам придется выполнять новые функции, расширяющие рамки профессии, осваивать смежные специальности. И они должны быть готовы к этому. Авторские программы экспериментов5 планируют исследование инвариантных составляющих модели выпускника, таких как: - умений и навыков, необходимых для большинства профессий (например, навыки самоорганизации, самоуправления и самоопределения, планирования собственной деятельности, умение работать с информацией).
- качеств, которые помогут освоить новые функции или новую профессию (гибкость мышления, креативность).
- коммуникативных навыков (устная и письменная речь, общение, умение устанавливать контакты и пр.).
Педагогическая система функционирует эффективно в том случае, когда при соблюдении интересов личности достигает результата, адекватного социальному заказу. Именно мониторингу, как технологической основе информационного обеспечения качества личностного развития, социализации и профессионального становления, учащихся мы отводим первостепенную роль. Педагогический мониторинг определен нами как система сбора, обработки, анализа, хранения, распространения информации о результатах деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Составляющие модели мониторинга ПУ № 42 представлены на схеме (Приложение 2). Рассмотрим основные компоненты данной модели: Целью мониторинга является обеспечение информационного отражения образовательного процесса в училище, разработка прогноза его развития. Задачи мониторингового исследования: - Разработка показателей и критериев развития образовательной системы училища.
- Разработка и подбор методик и сбор информации.
- Обработка, корректировка и ввод информации в базы данных.
- Осуществление первичного анализа.
- Создание информационного банка.
- Выявление основных тенденций развития системы образования в училище.
- Создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов.
- Выявление наиболее типичных признаков успеха организационно-педагогической деятельности.
- Совершенствование технологии мониторинга.
Предметные области мониторингового исследования: инновационно – педагогическая деятельность, личностное развитие ИПР, результативность инновационно – педагогической деятельности. Этапы мониторингового исследования: - первый – водный мониторинг (сбор и изучение информации),
- второй – текущий (корректировочно-прогностический),
- третий – заключительный (выводы по эффективности работы).
Предлагаемая модель мониторинга может характеризоваться в соответствии с классификацией А.Н. Майорова6 как: - Динамическая (в качестве основания для выявления эффективности обучения подлежат экспертизе данные о динамике развития учебных достижений и пр.);
- Комплексная многофакторная (экспертизе подлежит множество аспектов);
- Базовая (за наблюдаемыми объектами мониторинга устанавливается постоянный контроль с помощью периодического измерения показателей);
Мониторинговое исследование развития уровня профессиональной компетентности ИПР проводится по следующим направлениям: - учебная работа,
- методическая работа,
- исследовательская деятельность,
- социально – коммуникативные качества,
- результативность педагогической деятельности.
Для каждого направления разработаны соответствующие критерии и показатели,7 методы и периодичность диагностики, форма представления результатов (Приложение 3). Исследование личностного развития и профессионального становления учащихся является магистральным направлением мониторинга образовательной системы профессионального училища. Его результаты обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме (ППК). ППК – это один из методов работы, который давно используется в нашем коллективе. Он дает полную картину жизнедеятельности учебных групп, их отношений, интеллекта и, самое главное, - позволяет обсудить сильные и слабые стороны каждого учащегося с педагогами, которые будут работать с ним в течение 3-х лет. Работа нашего ППК подтверждает мысль Ю.К. Бабанского, который считает что «коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков»8. Рассмотрим вопрос о ППК более детально. Не секрет, что у некоторых педагогов зачастую складывается жесткое и однозначно негативное мнение о конкретном учащемся, и изменить это мнение порой непросто. Поэтому проведение педагогического консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки. ППК объединяют заместителей директора, мастера и преподавателей, работающих в данной группе учащихся, психолога, медицинского работника. Плановые ППК проводятся на первом курсе два раза в год, на втором и третьем по одному разу, в конце года. Во время приема учащихся в училище и в сентябре проводится входная диагностика. Ее осуществляют психолог, мастера и преподаватели, работающие с данной группой. Результаты диагностики обрабатываются психологом и выносятся на обсуждение первого ППК. Его цель – изучить психологические особенности учащихся первого курса, выработать рекомендации по коррекции личности подростков, выявить пробелы в знаниях по отдельным предметам, а также определить уровень общеучебных умений и навыков учащихся. При подготовке к психолого-педагогическому консилиуму педагоги ведут наблюдение, знакомятся с учащимися, изучают их личные дела. На первом заседании ППК определяется степень адаптации учащихся, выясняются их учебные возможности, ОУУН, результаты успеваемости, ценностные ориентиры, составляется план работы с отдельными учащимися. Результаты диагностики учащихся и независимых наблюдений отражаются в психолого-педагогической карте (карте-профиль)9. Она содержит информацию , мастера, преподавателей, психолога, фельдшера. Заседание консилиума проводится в конце первого полугодия (во время зимних каникул). Участники ППК готовят следующую документацию: - Социально-демографическая характеристика учащихся.
- Педагогическая характеристика:
- Количественные показатели учебной деятельности (успеваемость, предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости);
- Учебная и общественная активность и заинтересованность, мотивация к обучению в ПУ;
- Показатели поведения и общения (уровень социализации, социальный статус, трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками, ценностные ориентации и гражданская позиция учащихся группы).
- Медицинский работник готовит информацию о здоровье учащихся (соматическом, физическом, психологическом, нравственном) по заболеваемости в целом в группе по результатам медицинского осмотра, готовит рекомендации по профилактической работе с учащимися во время уроков и перемен.
- Педагог–психолог проводит диагностику учащихся:
- Интеллектуальное развитие.
- Личностные качества (тревожность, фрустрация, агрессивность).
- Адаптация (для 1-го курса).
- Самоактуализация.
- Тип темперамента.
- Тип полушария.
- Готовит рекомендации по работе с детьми на основе их индивидуальных особенностей развития.
- Преподаватели представляют качественную характеристику учебной деятельности:
- Результаты учебной диагностики по предмету (актуальный уровень обученности, уровень обучения, познавательная активность, уровень ОУУН).
- Трудности и особенности, проявляющиеся в процессе обучения.
- Эмоциональное состояние (типичное) для учащихся на уроке.
- Особенности общения с предметниками и другими учащимися.
- Работа по предупреждению неуспеваемости.
- Динамика результатов.
- Прогноз результатов обучения.
- Заполняют карту результативности обучения.
- Зам. директора по УВР готовит информаци...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.13 | Просмотров: 2056
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|