Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока по органической химии Глюкоза – альдегидоспирт - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Разработка урока по органической химии Глюкоза – альдегидоспирт


Автор(ы): Звездина Ольга Анатольевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных данных
может делать теоретические выводы”

М.В.Ломоносов
I. Целеполагание.
– Как вы думаете, почему я взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку?
– Чем мы будем заниматься, исходя из этого эпиграфа?
– Сегодня у нас будет проведение не опытов, а проведение эксперимента.
– Чем на ваш взгляд различаются опыт и эксперимент?
На доске фиксируются ответы учащихся.
– Я вам напомню, что такое опыт. Опытом называется воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем ее проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу. (Гипотеза – предположение, требующее подтверждения).
Так вот сегодня на уроке наша задача будет состоять в следующем: сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента. Давайте договоримся, что будем понимать под природой вещества. (Состав, строение, свойства – карточки с данными словами закрепляем на доске)
СОСТАВ
|
v
СТРОЕНИЕ
|
v
СВОЙСТВА
II. Повторение ранее изученного.
– Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента. (Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.)
– Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры – таблички с названиями прикрепляем на доску).
СПИРТЫ

АЛЬДЕГИДЫ

КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ

ЭФИРЫ
– С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт? (Качественный реактив на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко синий. Качественный реактив на альдегид-взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра. Признак реакции – образование осадка – “серебряного зеркала” на стенках пробирки).
III. Организация эксперимента.
– Теоретические вопросы вспомнили. Перейдем к практике. Помните, что проведение эксперимента требует точности, аккуратности, внимательности. Но прежде о правилах техники безопасности (См. Приложение 2). Вспомним правила работы со спиртовкой при нагревании и закреплении пробирки, как работать с едкими веществами.
Итак, перед вами три пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие.
С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Задача данного этапа – обнаружить, в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Помните, что мы проводим эксперимент, а это значит – сначала выдвигаем гипотезу. Результаты наблюдений заносим в таблицу, которая находится у вас на столе.
IV. Оормление результатов и заполнение таблицы.
– Запишите наблюдения в таблицу.
Таблица 1.
Пробирка № 1 Пробирка № 2 Пробирка № 3
Проба № 1
Вещество + Ag2O и нагреваем
Проба № 2
Вещество + Cu(OH)2
(свежеприготовленный гидроксид меди)
ВЫВОДЫ
– Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений?
– Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке?
– Знаем ли вы формулу такого вещества?
V. Решение задачи.
– Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав.
Задача.
Вещество в пробирке №3 имеет следующий качественный состав:
W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%
Молярная масса неизвестного вещества равна 180 грамм/моль.
Найти формулу неизвестного вещества.
Дано:W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%
М (вещества) = 180 грамм/моль
___________________________
Найти:
Сх Ну Оz – ?
Решение:
VI. Составление структурной формулы.
– Знаем формулу С6Н12 О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных. Так попробуйте составить его структурную формулу. Помните: 1 – атом углерода 4-х валентен, 2 – вещество содержит одну альдегидную группу, 3 – несколько гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза. Вы обратили внимание, что в начале урока не была сформулирована тема. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих листах. Наиболее четко и неординарно сформулированная тема записывается на доске – “Глюкоза – альдегидо-спирт”.
VII. Подведение итогов урока.
– Вспомните, какая задача была проставлена перед вами в начале урока?
– Какой результат вы получили?
– Есть ли среди вас такие ученики, кто сделал сегодня на уроке для себя маленькое открытие?
VIII. Домашнее задание.
1. Составить буриме:
    ___________________ паника
    ___________________ органика
    ___________________ глюкоза
    ___________________ угроза.
2. Подготовить сообщение о практическом значении глюкоз...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.14 | Просмотров: 1756

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340