Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Разработка урока по органической химии Глюкоза – альдегидоспирт
Автор(ы): Звездина Ольга Анатольевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы” М.В.Ломоносов I. Целеполагание. – Как вы думаете, почему я взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку? – Чем мы будем заниматься, исходя из этого эпиграфа? – Сегодня у нас будет проведение не опытов, а проведение эксперимента. – Чем на ваш взгляд различаются опыт и эксперимент? На доске фиксируются ответы учащихся. – Я вам напомню, что такое опыт. Опытом называется воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем ее проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу. (Гипотеза – предположение, требующее подтверждения). Так вот сегодня на уроке наша задача будет состоять в следующем: сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента. Давайте договоримся, что будем понимать под природой вещества. (Состав, строение, свойства – карточки с данными словами закрепляем на доске) СОСТАВ | | v | СТРОЕНИЕ | | v | СВОЙСТВА | II. Повторение ранее изученного. – Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента. (Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.) – Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры – таблички с названиями прикрепляем на доску). – С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт? (Качественный реактив на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко синий. Качественный реактив на альдегид-взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра. Признак реакции – образование осадка – “серебряного зеркала” на стенках пробирки). III. Организация эксперимента. – Теоретические вопросы вспомнили. Перейдем к практике. Помните, что проведение эксперимента требует точности, аккуратности, внимательности. Но прежде о правилах техники безопасности (См. Приложение 2). Вспомним правила работы со спиртовкой при нагревании и закреплении пробирки, как работать с едкими веществами. Итак, перед вами три пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие. С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Задача данного этапа – обнаружить, в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Помните, что мы проводим эксперимент, а это значит – сначала выдвигаем гипотезу. Результаты наблюдений заносим в таблицу, которая находится у вас на столе. IV. Оормление результатов и заполнение таблицы. – Запишите наблюдения в таблицу. Таблица 1. | Пробирка № 1 | Пробирка № 2 | Пробирка № 3 | Проба № 1 Вещество + Ag2O и нагреваем | | | | Проба № 2 Вещество + Cu(OH)2 (свежеприготовленный гидроксид меди) | | | | ВЫВОДЫ | | | | – Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений? – Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке? – Знаем ли вы формулу такого вещества? V. Решение задачи. – Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав. Задача. Вещество в пробирке №3 имеет следующий качественный состав: W (C) = 40% W (H) = 6,7% W (O) = 53,3% Молярная масса неизвестного вещества равна 180 грамм/моль. Найти формулу неизвестного вещества. Дано:W (C) = 40% W (H) = 6,7% W (O) = 53,3% М (вещества) = 180 грамм/моль ___________________________ Найти: Сх Ну Оz – ? | Решение: | VI. Составление структурной формулы. – Знаем формулу С6Н12 О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных. Так попробуйте составить его структурную формулу. Помните: 1 – атом углерода 4-х валентен, 2 – вещество содержит одну альдегидную группу, 3 – несколько гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза. Вы обратили внимание, что в начале урока не была сформулирована тема. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих листах. Наиболее четко и неординарно сформулированная тема записывается на доске – “Глюкоза – альдегидо-спирт”. VII. Подведение итогов урока. – Вспомните, какая задача была проставлена перед вами в начале урока? – Какой результат вы получили? – Есть ли среди вас такие ученики, кто сделал сегодня на уроке для себя маленькое открытие? VIII. Домашнее задание. 1. Составить буриме: ___________________ паника ___________________ органика ___________________ глюкоза ___________________ угроза. 2. Подготовить сообщение о практическом значении глюкоз...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.14 | Просмотров: 1756
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|