Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ведение коррекционного дневника в коррекционных образовательных учреждениях интернатного типа - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Ведение коррекционного дневника в коррекционных образовательных учреждениях интернатного типа


Автор(ы): Беглякова Марина Васильевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур.
Поэтому все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся – от постановки целей до достижения результата целесообразно отражать в дневнике коррекционной работы.
Коррекционный дневник учащегося позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами.
Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.
Необходимо чтобы учитель ЛФК зная, что делает воспитатель, свои цели, связанные с двигательным развитием учеников, координировал с целями воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, зная цели поставленные логопедом, сможет планировать свою работу во время самоподготовки. Средством такого взаимодействия между педагогами также служит дневник коррекционной работы.
Вести записи в коррекционном дневнике должны педагоги, осуществляющие коррекционную работу с учащимся. В первую очередь это педагоги, чьи предметы ведутся только в коррекционных школах. То есть, предметы, где коррекция выходит на первый план. Это учителя ЛФК, ритмики, СБО, сенсорного воспитания, ОЗВ, логопедии. Также записи в коррекционном дневнике ведут специалисты, которые планируют и разрабатывают пути коррекции личности ребенка. Это психолог, дефектолог, социальный педагог.
Учитель трудового обучения также ведет записи в коррекционном дневнике, так как его предмет, является основным в программе коррекционной школы 8 го вида. Воспитатели, работающие с учащимися, заполняют коррекционный дневник, исходя из своих целей коррекционной работы.
Учителя предметники могут вести записи в коррекционном дневнике, если у учащегося возникают определенные трудности в поведении и обучении. При условии, что эти трудности носят не ситуативный характер, наблюдаются в течение длительного времени и для преодоления их требуется дополнительное время, т.к той коррекционной работы которую учитель проводит в соответствии с целями урока явно недостаточно.
Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.
Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Цель психологического сопровождения:

Коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка).
Цель логопедического сопровождения:
Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения
Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, полученных знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения
Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель социально-правового сопровождения
Состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цели воспитательного сопровождения
Обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.(2)
Первый этап коррекционной работы – это сбор информации об учащихся. Для этого в коррекционном дневнике заполняются следующие страницы.
(Приложение 1),(Приложение 2),(Приложение 3),(Приложение 4), (Приложение 5), (Приложение 6),(Приложение 7)
Проанализировав информацию, собранную в коррекционном дневнике, внимательно изучив рекомендации специалистов, результаты диагностики учащихся, педагог формулирует задачи на определенный период (полугодие, четверть, год).
При определении задач коррекционной работы следует помнить о том, что исходя из особенностей развития УО школьника она осуществляется в несколько этапов.
Важное условие успешной коррекционной работы – это непрерывность педагогического воздействия. Необходимо, чтобы учитель ЛФК знал, что делает воспитатель, и свои цели, связанные с двигательным развитием учеников координировал с действиями воспитателя.
Воспитатель в свою очередь, зная цели, поставленные логопедом, может спланировать работу учащихся на самоподготовках.
Этапы планирования коррекционной работы.
1. Основой работы с учеником является установление положительного, вызывающего радость эмоционального контакта. Это первая цель, которую должен поставить себе учитель.
2. Когда учитель установит с учеником контакт, необходимо работать над коммуникативными навыками. Ученик должен научиться слышать сообщения учителя, сообщать о своих желаниях потребностях.
3. Если ученик только начинает обучение необходимо привить ему основные навыки самообслуживания, выполнение распорядка дня, поведение, которое не дезорганизует занятия, а позволяет учителю заниматься со всеми учениками, а не только вести индивидуальную работу с учеником.
4. Следующий этап- активное познание окружения и умение функционировать в нем.
Ученик должен:
  • развивать навыки самообслуживания,
  • учиться выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ними нормы поведения.
  • тренировать все функции (восприятие, коммуникация, навыки грубой и тонкой моторики) облегчающие ему познание мира и функционирование в нем.
5. Последний этап – обучение навыкам анализировать окружающий мир и определить пути реализации.(1).
Коррекционная работа должна включать в себя главные цели и подчиненные им, конкретные цели.
Планируемые цели можно разделить на две группы:
- реализуемые ежедневно (например, к ним относятся все задачи, касающиеся самостоятельности в самообслуживании и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля).
- реализуемые только в конкретных ситуациях, в которых оказывается ученик
(например, при работе с оверлоком, во время общешкольных мероприятий.
Цели коррекционной работы можно разделить на группы:
Сфера самообслуживания.
Главная цель Конкретная цель
Развитие самостоятельности во время утреннего туалета (записывается в коррекционном дневнике). Развитие умение чистить зубы, заправлять кровать и.т.д.(записывается в ежедневном плане).
Сфера функционирования в природно-социальной среде.
Главная цель Конкретная цель
Формирование принятого в обществе поведения.Расширение сферы выполняемых социальных ролей. Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх.Выполнение роли участника мероприятий.
Сфера навыков.
Главная цель Конкретная цель
Формирование навыков, понятий. Совершенствование зрительного восприятия Введение понятия товарищество.Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов
По усмотрению администрации школы в коррекционный дневник заносятся главные цели, конкретные цели отражаются в ежедневном планировании.
При планировании в первую очередь ставятся цели, которые отражают сходные потребности учащихся. Например, в ходе коррекционной работы все учащиеся будут развивать навыки самообслуживания, приобретать необходимые социальные навыки.
В конце записываются цели для индивидуальной работы.
Например при нарушении координации движений у отдельного учащегося ставится главная цель – совершенствование координации, развитие моторики учащегося, и конкретная цель – тренировка умения резать ножницами.
При нарушениях в эмоционально-волевой сфере, повышенной возбудимости учащегося главная цель – развитие умения контролировать свои эмоции, умения владеть собой, конкретная цель - тренировка умения расслабляться, проведение минут релаксации, переключение с одного вида деятельности на другой.
После того, как в дневнике будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно указать какие методы и приемы будет использованы педагогом для их реализации.
Цели:
  1. Совершенствование навыков самообслуживания.
  2. Развитие элементарного навыка принятия решений.
  3. Развитие чувства коллективизма эмпатии.
Методы:
Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.
После того, как были поставлены цели, педагог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, по завершении работы в дневник заносится результат, который должен отражать:
- происшедшие изменения по сравнению с исходным состоянием учащегося
- как протекали эти изменения
- к чему они в результате привели.
Учитель или воспитатель для анализа своей работы может воспользоваться следующим планом
План для составления отчета о проделанной работе педагогом за четверть/месяц.
  1. Какова была цель, поставленная Вами для работы с учащимся за прошедший период?
  2. С помощью каких средств Вы её реализовывали (карточки с индивидуальными заданиями, совместная работа с педагогом, работа в парах, выполнение общественных поручений, ответственное задание и т.д.)?
  3. Какие трудности возникали у учащегося при выполнении заданий?
  4. что получалось легко и ученик выполнял это с удовольствием?
  5. Как изменялось настроение ребенка в течение четверти/месяца?
  6. Появлялись ли признаки утомляемости, раздражительности, апатии или пассивности в конце урока, дня, недели, занятия ?
  7. Как Вы помогали учащемуся с ними справляться?
  8. Что из запланированного Вами реализовать не удалось?
  9. Как Вы думаете в чем причина этой неудачи?
  10. Есть ли положительная динамика в развитии учащегося?
  11. В чем она проявляется?
  12. ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4408

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340