Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект урока литературы в 5-м классе по теме: Славный он был мужик... (по рассказу И.С. Тургенева Муму) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проект урока литературы в 5-м классе по теме: Славный он был мужик... (по рассказу И.С. Тургенева Муму)


Автор(ы): Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-знакомство
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • освоение теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
  • портрет И.С.Тургенева,
  • репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Муму»,
  • кластер «Средства создания литературного героя»,
  • памятки-инструкции,
  • магнитофон с записью классической музыки,

Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Примечания
1. Организация начала урока

2. Мотивация























3. Целеполагание(постановка УЗ)









































4. Планированиедеятельности
































5. ОД (реализациянамеченного по плану)


А) Групповая работа













Г) Межгрупповое взаимодействие






В) Выводы


Г) Итог











6. Контроль
Рефлексия









7. Домашнее задание







8. Эмоциональнаярефлексия «Зарядка»
1 мин


2 мин














1 мин









5 мин.









































3 мин.

































2 мин.




7 мин.












10 мин.





2 мин.


2 мин.











2 мин.









1 мин.








1 мин.
Готовность класса. Приветствие

Дает установку:
  • «Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляетна доску блок кластера «Знакомство»);
  • «Что такое знакомство?»
  • «Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так,как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться»
  • «Когда вы смотрели друг на друга, на что выобращали внимание?» (после ответов прикрепляет блоки «Внешность», «Одежда», «Жесты»)
  • «Скажите, чтобы узнать человека лучше,достаточно ли только этих признаков?»
  • «Обсудите в паре: на что еще необходимообращать внимание, чтобы лучше узнать человека?» (прикрепляет блоки)
  • «Вы назвали основные признаки, по которымможно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на все это?»
  • «У вас создается определенный образ, мнение очеловеке»
  • «Сегодня, работая на уроке, мы тоже будемзнакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть другдруга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?»
  • «На последнем уроке у нас состоялосьзнакомство с личностью И.С.Тургенева и историей создания его произведения«Муму». Каким будет наш следующий шаг?
  • «Дома вы прочитали рассказ «Муму». И я хотелабы узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения?»
  • «Кто вызывал у вас эти чувства?»
  • «Давайте вспомним и назовем основных героеврассказа» (после каждого ответа учительзаписывает имена героев на доску)
  • «Посмотрите, героев много. Можем ли за одинурок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?»
  • «Как вы думаете, с каким героем мы начнемсегодня знакомиться?»
  • «Почему именно с ним?»
  • «Как вы думаете: может ли эта схема помочь нампри знакомстве с Герасимом?» (заменяет«Знакомство» на «Герасим»)
  • «Давайте попробуем сформулировать тему урока».
  • «А я хотела бы предложить тему в виде цитатыиз текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотитеразобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошузаписать тему в тетрадь». (запись темы на доске)
  • «Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре,запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказатьмнение Тургенева о своем герое)…». (Учительфиксирует УЗ на доске)

  • «Как вы понимаете слово «славный»?
  • «Чтобы познакомиться с героем, доказать мнениео нем Тургенева, нам может помочь план работы. Скажите, можно ли эту схемуиспользовать для плана работы?»
  • «Почему «нет»?
  • «Давайте попробуем расставить у блоков номерапоследовательности работы с ними и запишем наш план в тетрадь. Что можнообъединить? «Внешность», «одежда», «жесты, походка» можно объединить в «портрет» (работа с термином «литературныйпортрет» по словарю)




  • «Я хотела бы добавить в план еще пункт«интерьер»? Что это такое? Как вы думаете, почему я это сделала?»

  • «Все эти пункты помогут познакомиться сгероем, раскрыть его образ. Схему можно назвать «Средства созданиялитературного героя»
  • «Средств много. Как организовать нашудальнейшую работу, чтобы все пункты плана охватить? Ваши предложения. Будемработать в паре, группе?»

  • Объединение в группы. «По какому пункту планавам хотелось бы поработать?» (вопрос для каждой группы)
  • «Для более продуктивной работы в группе вам впомощь предлагаются памятки-инструкции. (Приложение №1) Внимательнопрочитайте и приступайте к работе. Время ограничено. Если возникнут вопросы,можно воспользоваться моей помощью».

  • Организация межгруппового взаимодействия.«Когда будет выступать докладчик от каждой группы, внимательно слушаем,делаем ключевые записи о Герасиме, дополняем, задаем вопросы».
  • Основные черты Герасима называют учащиеся, аучитель записывает на доске.

  • «Мы познакомились с главным героем рассказа,используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили егоосновные черты.
- Можно ли все эти черты отнести к одному определению«славный»?
- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?
- А вы могли быназвать Герасима славным?
- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»
  • «Вернитесь к УЗ. Достигли вы ее или нет? Чтопомогло решить эту задачу?»
  • «Может ли составленный план пригодиться вбудущем?»
  • «Понравилось ли работать в группе? Какаягруппа выступила с более полным и интересным ответом? Какой группе поставим«5», какой «4»? Почему?»
  • Обязательное:
- Проанализировать по схеме-плану любого героя рассказа«Муму».
На выбор:
- Придумайте вопросы для викторины по образу Герасима дляпараллельного класса.
- Если бы у вас была возможность, какой вопрос хотели бызадать Герасиму?
- Напишите письмо учителю «Мои мысли об уроке»
  • «На прощание, пожалуйста, все встаньте урабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, толькодвижениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам былоинтересно, то поднимите руки.
- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, высебя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».
  • «Посмотрите, какие мы все разные, интересные.Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только спомощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное –умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделалсвоего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то ужеразгадал эту загадку, то замечательно».
  • «Я рада была с вами сегодня пообщаться. Урококончен. Всем спасибо».
Проверяют необходимые предметы на рабочем столе.



Предполагаемые ответы: «Люди хотят узнать друг о другебольше» и т.д.



Ответы:
внешность, одежда, жесты, мимика.



«Нет»

Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение,отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»

«Чтобы не ошибиться в человек, чтобы принять его или нет.Сделать выбор: будет другом или нет»







«Необходима тема для общения»





«Анализ произведения»


Ответы: жалость, сострадание, грусть.

«Герои произведения»
Герои:
- Герасим
- Татьяна
- Барыня
- Капитон
- Гаврила
- Муму

«Нет»
«Уроков пять»

«С Герасимом»
«Главный герой. Все события связаны с ним».

«Да»


Варианты учащихся
«Герасим – главный герой рассказа» и др.





Делают запись в тетради:
- число,
- тема
«Славный он был мужик…» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)



Проговаривают, фиксируют в тетрадь.
«УЗ:
Я хочу научиться анализировать образ героя и доказатьмнение Тургенева о своем герое».
Ответы: «добрый, нежный, т.д.»



«Да и нет»

«Нет последовательности»

Записывают в тетрадь схему-план в виде кластера




Индивидуальная работа со словарем литературоведческихтерминов. Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображениевнешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.»


Добавляют в схему-план пункт «интерьер».
Ответы: «Интерьер - …»


Записывают заголовок схемы-плана.
(Приложение №2)




Мнения уч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3097

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340