Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование системы социальных ценностей в процессе детской игры - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование системы социальных ценностей в процессе детской игры


Автор(ы): Михалина Светлана Григорьевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В наше время в разговоре часто мы слышим слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Мы подчас не замечаем несправедливость в окружающем нас мире. Привычными и повседневными стали грубость в общении и кучи мусора на улице. Какими вырастут наши дети? Не вырастут ли они черствыми и бездуховными людьми, не имеющими никаких нравственных ценностей? Общеизвестно, что нужно воспитывать в детях доброту, умение помогать другим, терпение. Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, неприязнь ко всему злому формируются с детства.
В справочнике педагогической терминологии СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ определяются как «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Воспитание социальных ценностей необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.
Работу по формированию у детей системы социальных ценностей начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих:
  • Формировать первоначальную систему нравственных ценностей.
  • Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;
  • Дать детям представление о понятии «дружба»;
  • Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;
  • Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики:
  • принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • принцип научности;
  • принцип наглядности;
  • принцип активности и сознательности обучения.
В процессе работы над формированием системы социальных ценностей используются следующие методы и приемы, представленные в таблице:
Основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.
Социальный аспект игры проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Подтверждением этому являются слова А. В. Запорожца – «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». Игра помогает в развитии нравственных и общественных качеств ребенка. В процессе игры ребенок налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. Детская игра отражает уровень взаимоотношений, который сложился в коллективе: обмен игрушками, радость и сопереживание за успехи других детей, готовность помочь товарищу.
Но нужно помнить, что в игре могут закладываться отрицательные свойства характера, такие как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость.
Для реализации задач по формированию системы социальных ценностей у детей рекомендуется использование различных видов игр:
  • сюжетно-ролевых;
  • подвижных;
  • развивающих.
Сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.
Например: Таня у нас очень добрая и заботливая. Пусть она будут мамой. Рома всегда всем помогает, он добрый и отзывчивый. Из Ромы получится хороший доктор.
Главное в процессе игры поощрять дружеские взаимоотношения детей, но ни в коем случае не разрушать игру при возникновении конфликтов. Перед уходом детей из детского сада домой, обязательно следует отметить положительные нравственные моменты игр.
Например: Какая интересная сегодня получилась игра «Магазин». Катя была вежливым продавцом. А Саша помог девочкам донести сумки с продуктами. Он заботливый мальчик, настоящий помощник. Наша игра получилась интересной, потому что мы играли все вместе и не ссорились.
Большую помощь в осознании детьми такого понятия, как «дружба» оказывает проведение хороводных игр. Круг – символ единения. Именно в кругу дети могут почувствовать близость стоящих рядом детей.
«Посмотрите, какой дружный круг у нас получился, мы все вместе, наши ручки теплые, добрые».
Можно предложить детям «подружить ручки». Дети пожимают друг другу руки, поглаживают их. Педагог говорит о том, что наши руки ласковые, они нам нужны не для драки, а для добрых дел.
Развитие игры и игровых интересов зависит от реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми. Основная задача педагога помочь детям объединиться в игровые группы.
Как же добиться у детей проявления симпатии ко всем членам детского коллектива? Необходимо научить малышей видеть хорошие, положительные качества находящихся рядом сверстников. В этом может помочь игра «Свет мой, зеркальце», в которой один ребенок берет на себя роль «зеркала». «Зеркалу» нужно рассказать о том, кто смотрится в него, не забыть отметить не только внешний вид, но и положительные черты характера.
Например: Лера – добрая девочка, она всегда делится игрушками. С Ваней очень хорошо играть, потому что он веселый и не дерется. (В тексте приведены высказывания детей в процессе проведения описанных игр.)
Немалова...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1585

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340