Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектная деятельность на уроках литературы - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Проектная деятельность на уроках литературы


Автор(ы): Братухина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Я решила поделиться своим опытом, т.к. было просмотрено много различных источников, связанных с этой темой, была на курсах “Новые информационные технологии на современном уроке”. Соединив все, пришла к выводу, что проект помогает завершить большую тему, идущую на протяжении целого учебного интервала (иногда и двух четвертей), и проектом можно начать и новую тему, которая будет на следующих уроках. (См. Приложение № 3)
Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
Расскажу, как я работала над проектом.
В 7 классе по литературе (программа Курдюмовой Т.Ф.) идет целый ряд произведений, связанных с юмором и сатирой, и, начиная их изучать, дети задаются вопросом: “В чем разница между сатирическим произведением и юмористическим?”. Этот вопрос мы берем как основополагающий. Таким образом, тему и основной вопрос проекта подсказывают сами дети, т.к. тема проекта – это всегда то, что интересно ребятам.
Литературу я преподаю в двух 7 классах, поэтому и участники проекта – 7Б и 7В (с возрастной группой определились).
Далее для себя формулируем дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, формирование критического мышления, навыков работы в группах.
Ставим методические задачи: научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература), познакомить с творчеством писателей-сатириков и юмористов, совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения.
Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Проводим "мозговой штурм", используя метод наводящих вопросов. Время проведения: на 1-м уроке, 10 минут.
И вот какие темы были сформулированы: “Что такое юмор?”, “Что такое сатира?”, “В творчестве каких писателей встречаются юмористические и сатирические произведения?”, “Можно ли назвать А.П.Чехова юмористом?”, “Есть ли сатира в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова?”, “Над чем смеялся Н.В.Гоголь?”, “Приемы сатиры в произведениях Салтыкова-Щедрина”, “Что смешного нашел Салтыков-Щедрин в жизни провинциальной Вятки?”, “Юмор и сатира вокруг нас”, “Что окружающие знают о юморе и сатире?” и т.д. Ученики каждого класса выбирают свои темы, формируются группы по интересам.
Дальше выдвигаем гипотезы решения проблем, их формулируются учащиеся (каждая группа выдвигает свои гипотезы). Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Что такое юмор?", гипотезой может служить следующее размышление: "Юмор – это добрый смех”. Или проблема исследования “Над чем смеялся Гоголь?”, гипотезой было следующее суждение: “Гоголь смеялся над глупостью чиновников”. Тема исследования “Юмор и сатира вокруг нас”, гипотеза – “Юмор – смешной анекдот, а сатира – злой розыгрыш над другом”. Время проведения: на 1-ом уроке, 20 минут.
Придумываем творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Вот, что у нас получилось: “В сатире шуток нет”, “Сатира – грубое осмеивание пороков общества”, “Разные вещи!”, “Сатира – это просто злой юмор”, “Взрослые шутки”. Время проведения: на 1 уроке, 10 минут.
Обсуждаем план работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, рефераты по творчеству писателя, создание презентаций, сбор информации в музее М.Е.Салтыкова-Щедрина, библиотеке, подбор портретов писателей, иллюстраций к произведениям, работа со словарями, аудио записи, а также обработка собранных сведений, и то, как будут оформлены результаты исследования.
Далее говорим со школьниками о возможных источниках информации, вопросах защиты авторских прав.
Как найти источники информации по теме исследования? В школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии? Например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: консультации во внеурочное время.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Планирование этапов самостоятельной работы, например, по теме “Какие разные вещи!”:
  1. Анкетирование разных возрастных групп. (Ответственная – Арасланова Катя, помогает – Полекаренкова Маша)
  2. Анализ результатов. (Отв. – Сентябова Катя)
  3. Составление презентации на тему. (Отв. – Арсланова Катя и Сентябова Катя).
Время проведения 1 урок или консультации после урока, т.к. нужно поработать с каждой группой.
Самостоятельная работа групп. Над проектом мы работали весь третий учебный интервал (в нашей школе пять учебных интервалов).
Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Результат одной работы можно посмотреть в Приложении №1.
Заключительный этап: защита полученных результатов и выводов.
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Разрабатываются критерии оценки (обычно используем пятибалльную систему, т.к. она привычнее детям): оценочные листы получают все ученики. Ученики не только оценивают, но и отвечают на вопросы, предлагая свои варианты будущих проектов, ставя следующие проблемные вопросы. Вот примерная таблица.
Критерии оценивания проектов учащихся. Анкета. Оценки. Ответы.
1. Оцените презентацию:
  • интересный материал
  • красивое оформление
  • логичность подачи материала
  • подача презентации
2. Оцените устные выступления учащихся:
  • четкая, понятная речь
  • правильная подача материала
  • выразительность, эмоциональность
3. Оцените публикацию:
  • дизайн
  • подборка статей
4. Понравилась ли такая форма работы
5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала:
6. Твои вопросы по проекту:
7. Подведи итог твоей оценки
Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
Можно и воспользоваться меньшим количеством вопросов (зависит от уровня подготовленности класса), например:
  • перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
  • перечислить два момента, требующих доработки;
  • вести свои предложения по усовершенствованию проекта (если есть такие)
  • сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление
В этом учебном году (2006-2007) продолжили работу над проектами. Детей заинтересовала личность А.К.Толстого. Все этапы проекта были соблюдены (описаны выше). Результатом стали разные работы: презентация, буклет, доклады, музыкальная подборка романсов на стихи А.К.Толстого. Разработку урока предлагаю вам.
Урок-проект по творчеству А.К. Толстого готовился в течение второго учебного интервала. (Даны только этапы урока, а цели, оборудование и подготовка пропущены из-за экономии места).
А.К.ТОЛСТОЙ
“Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!”
И.Бунин.
1-й этап. Подбираем синонимы к слову удивительный (отталкиваемся от цитаты И.Бунина)
Необычный
Необычайный
Исключительны
Неожиданный
Поразительный
Следовательно, мы будем сегодня говорить об исключительном, поразительном необычном человеке. Что же удивило вас в нём? Это и будет основополагающим вопросом нашего урока. Давайте начнем наш разговор с портрета А.К.Толстого. Чем он поражал современников? Рассказывает Калугина Ульяна. (Краткий пересказ ее текста)
Портрет
С картины Карла Брюллова на нас глядит красивый безмятежный юноша с нежным цветом лица и стройной атлетической фигурой. Большинство современников вспоминают молодого А.К.Толстого именно таким: “…Красивый молодой человек с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Нежность и деликатность настолько проникали его фигуру, что он похож был на красную девицу” (В.А.Инсаров)
Но “красная девица” перебрасывает двухпудовую гирю через одноэтажный дом, пальцем вгоняет гвоздь в стену, легко разгибает подкову и узлом завязывает кочергу…
Внешний портрет получается двойственным – мы слишком привыкли отождествлять силу и грубость, и “деликатный богатырь” звучит почти оксюмороном. Зато в нравственном облике Алексея Константиновича мы не найдем такого противоречия – настолько единодушны все, знавшие этого удивительного человека.
2-й этап. Чтение высказываний о нравственном облике Толстого (готовила группа учащихся, выбраны только самые интересные высказывания, по мнению ребят):
“Широкого он сердца человек! А то, что он был выдумщик и мечтатель, это совсем неплохо. Поэту надо тосковать по несбыточному. Без этого он не поэт”, – говорил С.Есенин.
“Подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечно присущего в человеке высокого нравственного идеала, как Толстого, я в жизни ни у кого не видел”, – говорил князь Мещерский.
А вот слова И.С.Тургенева: “Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая”.
Или ещё читаем у Тургенева: “Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал”.
Конечно, впечатления современников – лишь взгляд со стороны, и никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Толстому создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством.
Для начала пройдемся по фамильной галерее: аристократ по крови и по духу Алексей Константинович многим обязан своим предкам.
3-й этап. Предлагаю познакомиться ещё с одним результатом проекта – Презентацией.
4-й этап. Давайте ещё раз посмотрим на портрет А.К.Толстого. В портрете мы можем рассмотреть и черты чиновника-царедворца, т.к. Толстой с детских лет был хорошо знаком с будущим императором Александром 11. И это знакомство плюс старания матери и её братьев (Льва и Василия Перовских) привели к быстрому карьерному росту.
Карьера
Стремительно его восхождение по службе: в 19 лет – коллежский регистратор; в 22 – губернский секретарь; в 24 – коллежский секретарь, в 25 – титулярный советник; в 26- камер-юнкер; в 28 – коллежский асессор; в 29 – надворный советник; в 34 – церемониймейстер двора, статский советник; в 39 – подполковник, флигель-адъютант императора.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2547

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340