Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 3-м классе по теме: Составление связного текста из деформированных предложений (развитие речи)
Автор(ы): Рябухина Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Формировать умение составлять связный текст из деформированных предложений.
Учить использовать знания детей о признаках предложения и текста в работе с деформированным текстом. Проверить умения правильно оформлять на письме предложение , текст. - Учить прогнозированию, умению формулировать цель урока , планировать свои действия.
Развитие психических процессов: внимания, мышлния, памяти. - Приобщать к чтению книг о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с текстом для слабоуспевающих учащихся (облегченный вариант текста), литература и иллюстрации о птицах, шаблоны человечков для рефлексии. Ход урока I. Организационный момент. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – о.с. 1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. II. Этап актуализации знаний. 1. На доске (справа) записаны признаки текста и признаки предложения. - О каких понятиях идет речь? - Наличие группы предложении.
- Смысловая связность.
- Единство темы.
- Наличие основной мысли.
- Заголовок.
6. Есть начало, середина, концовка. - Группа слов.
- Слова связаны по смыслу.
- Есть законченная мысль человека.
- Правильно, ребята, это признаки текста и признаки предложения. Почему мы о них вспомнили, вы узнаете в процессе работы. 2. – Обратимся непосредственно к нашей работе. (На доске написан текст с деформированными предложениями). Птицы под снегом. по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да. косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится. громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться. заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся. в, стая, снегу, в, живёт, куропаток. вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают. опять, в, поклюют, снег, и. заметит, снегом, кто, под, их. - Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного? - Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста. - Знаете ли вы название птиц, которые зимуют в снегу? (Детям за неделю до урока было дано задание: найти сведения о птицах, зимующих под снегом). Учащиеся выступают с подготовленными заранее рассказами о птицах. III. Упражнение на расслабление и напряжение мышц. “Деревянные и тряпичные куклы”. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса. IV. Этап целеполагания. - Давайте вернемся снова к работе. Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом? - Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Составить предложения, слова в которых связанны по смыслу). - А этого будет достаточно, чтобы получился связный текст? (По ходу работы дети обращаются к признакам предложения и текста) - Так какова же цель нашего урока, а значит цель каждого из вас? (На доске появляется запись цели, предложенной детьми). Цель: я буду учиться составлять текст из деформированных предложений и грамотно их записывать. V. Планирование предстоящих действий. - Для того чтобы составить текст, что нужно сделать в первую очередь (Учащиеся предлагают свои варианты): 1. Собрать из слов первой строчки первое предложение. - А как это сделать? (Понять, о ком или о чем говорится в предложении, и что он делает). Например: По болоту скакал заяц. Заяц скакал по болоту. - Какой вариант лучше? Желательно на первое место ставить слово, называющее того, кто действует. 2.Собрать все остальные предложения. 3. Проверить по признакам, является ли полученное предложением , текстом. (На черновике дети будут делать пометки: 1 –е предложение + или -, 2-е предложение +или – и т. д. ) 4. Проанализировать имеющиеся орфограммы. 5. Записать текст. VI. Выполнение составленного плана действий. (План записан учителем на доске по ходу работы). VII. Дыхательная гимнастика. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “ м-м-м”, одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние).Выполнять стоя. VI.1-3. В результате работы получился такой текст. (Учащиеся зачитывают свои варианты). Птицы под снегом. Заяц скакал по болоту. С кочки на кочку, да и бух в снег. Косой чувствует, что под ногами что-то шевелится. С громким хлопаньем крыльев куропатки стали вырываться из-под снега. До смерти перепуганный заяц кинулся в лес. В снегу живёт стая куропаток. Они вылетают днем, ходят по болоту, выкапывают клюкву. Опять поклюют и в снег. Заметит кто их под снегом? - Получился ли у нас текст? Почему вы так считаете? Докажите. - А чего так испугался заяц? Какое выражение ис...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 9939
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|