Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 3-м классе по теме: Составление связного текста из деформированных предложений (развитие речи) - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 3-м классе по теме: Составление связного текста из деформированных предложений (развитие речи)


Автор(ы): Рябухина Светлана Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  1. Формировать умение составлять связный текст из деформированных предложений.
    Учить использовать знания детей о признаках предложения и текста в работе с деформированным текстом.
    Проверить умения правильно оформлять на письме предложение , текст.
  2. Учить прогнозированию, умению формулировать цель урока , планировать свои действия.
    Развитие психических процессов: внимания, мышлния, памяти.
  3. Приобщать к чтению книг о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.
    Оборудование: карточки с текстом для слабоуспевающих учащихся (облегченный вариант текста), литература и иллюстрации о птицах, шаблоны человечков для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – о.с.
1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;
2 – локти вперед;
3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед
Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
II. Этап актуализации знаний.
1. На доске (справа) записаны признаки текста и признаки предложения.
- О каких понятиях идет речь?
  1. Наличие группы предложении.
  2. Смысловая связность.
  3. Единство темы.
  4. Наличие основной мысли.
  5. Заголовок.
6. Есть начало, середина, концовка.
  1. Группа слов.
  2. Слова связаны по смыслу.
  3. Есть законченная мысль человека.
- Правильно, ребята, это признаки текста и признаки предложения. Почему мы о них вспомнили, вы узнаете в процессе работы.
2. – Обратимся непосредственно к нашей работе. (На доске написан текст с деформированными предложениями).
Птицы под снегом.
по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.
косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.
громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.
заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.
в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.
вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.
опять, в, поклюют, снег, и.
заметит, снегом, кто, под, их.
- Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного?
- Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.
- Знаете ли вы название птиц, которые зимуют в снегу?
(Детям за неделю до урока было дано задание: найти сведения о птицах, зимующих под снегом).
Учащиеся выступают с подготовленными заранее рассказами о птицах.
III. Упражнение на расслабление и напряжение мышц.
“Деревянные и тряпичные куклы”.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
IV. Этап целеполагания.
- Давайте вернемся снова к работе. Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом?
- Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Составить предложения, слова в которых связанны по смыслу).
- А этого будет достаточно, чтобы получился связный текст? (По ходу работы дети обращаются к признакам предложения и текста)
- Так какова же цель нашего урока, а значит цель каждого из вас? (На доске появляется запись цели, предложенной детьми).
Цель: я буду учиться составлять текст из деформированных предложений и грамотно их записывать.
V. Планирование предстоящих действий.
- Для того чтобы составить текст, что нужно сделать в первую очередь (Учащиеся предлагают свои варианты):
1. Собрать из слов первой строчки первое предложение.
- А как это сделать? (Понять, о ком или о чем говорится в предложении, и что он делает).
Например: По болоту скакал заяц. Заяц скакал по болоту.
- Какой вариант лучше? Желательно на первое место ставить слово, называющее того, кто действует.
2.Собрать все остальные предложения.
3. Проверить по признакам, является ли полученное предложением , текстом. (На черновике дети будут делать пометки: 1 –е предложение + или -, 2-е предложение +или – и т. д. )
4. Проанализировать имеющиеся орфограммы.
5. Записать текст.
VI. Выполнение составленного плана действий. (План записан учителем на доске по ходу работы).
VII. Дыхательная гимнастика.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “ м-м-м”, одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние).Выполнять стоя.
VI.1-3. В результате работы получился такой текст.
(Учащиеся зачитывают свои варианты).
Птицы под снегом.
Заяц скакал по болоту. С кочки на кочку, да и бух в снег. Косой чувствует, что под ногами что-то шевелится. С громким хлопаньем крыльев куропатки стали вырываться из-под снега.
До смерти перепуганный заяц кинулся в лес.
В снегу живёт стая куропаток. Они вылетают днем, ходят по болоту, выкапывают клюкву. Опять поклюют и в снег.
Заметит кто их под снегом?
- Получился ли у нас текст? Почему вы так считаете? Докажите.
- А чего так испугался заяц? Какое выражение ис...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 9939

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340