Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Мастер-класс по проекту на тему Мир науки и фантастики: Жюль Верн – ученый или фантаст?
Автор(ы): Чернышёва Любовь Олеговна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели проектов: I. Обучающая: 1. Найти в выбранных произведениях писателя физические законы, гипотезы, явления. 2. Научить учащихся самостоятельно выделять фантастические и научные идеи, искать аналогии в современных технических средствах и технологиях. 3. Уметь делать сравнения и выводы. 4. Научить работать с новыми компьютерными технологиями, которые пригодятся учащимся в процессе обучения в средней и высшей школе. 5. Разработать свои приёмы и методы в создании мультимедийных презентаций и публикаций. II. Развивающая: 1. Развивать логическое мышление, память, интерес к художественной и научно – популярной литературе. 2. Развивать образную и монологическую речь. 3. Развивать межпредметные связи с историей, литературой, химией, астрономией, ОБЖ, биологией, технологией. III. Воспитывающая: 1. Воспитывать самостоятельность при работе с художественной и научно – популярной литературой, находя важные доказательства научности предположений писателя. 2. Воспитывать умение общаться с аудиторией (сверстников и взрослых). 3. Воспитывать умение вести диалог, грамотно, чётко, аргументировано отвечать на вопросы аудитории. Мастер-класс построен в виде доклада учителя с применением презентации «О жизни и творчестве Жюля Верна»: «Жюль Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в г. Нанте во Франции в семье Пьера и Софи Верн. Профессия юриста в роду Вернов была наследственной, и Жюль тоже должен был стать юристом. В 11-лет он сбежал из дома и нанялся юнгой на шхуну «Корали», отправлявшуюся в Индию. Но отец догнал его на паровом катере и вернул домой. Жюль был выпорот и посажен на хлеб и воду. Хотя он вернулся домой, но сердцем остался на палубе «Корали». Его влекли далёкие страны и необъятные моря. От своего отца он унаследовал любознательность, увлечение наукой и открытиями, любовь к литературе. От матери – живое воображение, отливающее всеми цветами радуги. В 1847 году Жюль отправился в Париж для продолжения учёбы. Там его знакомят с самой колоритной фигурой – Александром Дюма. Именно Дюма посоветовал молодому человеку попробовать себя в литературе. Выйдя как-то от писателя, Верн воскликнул: «То, что он сделал для истории, я сделаю для науки!» Богатейшее воображение оживляло географические картины, населяло «известные и неизвестные миры» героями – открывателями в географии и науке. Эти отважные люди стали прототипами реальных гениев, достижения которых превзошли позже самые смелые фантазии. В 1863 году вышел его первый роман «Пять недель на воздушном шаре», в котором он ввёл читателей в заблуждение: тогда ещё не было управляемых воздушных шаров. Жюль Верн – основоположник научной фантастики. Однако он подчёркивал: «Я всегда стою одной ногой в действительности». Именно потому, многие из его смелых пророчеств могли в будущем сбыться. В творчестве писателя можно выделить четыре серии: - Необыкновенные путешествия и приключения.
- Фантастика.
- История великих событий и путешествий.
- Детективы. Юмор и сатира.
Если собрать все его сочинения – стихи, пьесы, романы, рассказы, географические труды, статьи и очерки – составится библиотека из 120 томов. Жюль Верн оставил неизгладимый след в истории научной мысли. Видные учёные, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение Жюлем Верном помогло им найти призвание. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном, - признался К.Э.Циолковский. – Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки». 24 марта 1905 года Жюль Верн умер в Амьене в окружении своих родных от приступа диабета. Незадолго до этого он написал: «Мы умираем, но дела наши продолжают жить, увековеченные теми силами, которые мы вызвали в себе. Мы оставляем на жизненном пути неизгладимые следы. Всё, что происходит, предопределено предшествующими событиями, и будущее – не что иное, как неведомое для нас продолжение прошлого». Учитель кратко объяснила цели и задачи проекта, рассказала об этапах работы, которая продолжалась в течение двух лет: «Моё внимание и любовь к творчеству Жюля Верна проявилось ещё до проекта, который я представляю Вашему вниманию. На уроках физики я использовала цитаты, фрагменты, описания физических явлений из произведений великого писателя. Например, говоря, о дисперсии света, обращалась к отрывку из рассказа «Зелёный луч», где хорошо описано это редкое природное явление, красочным, поэтичным языком. Объясняя свойства линз, обращалась к фрагментам романов «Путешествие капитана Гаттераса» и «Таинственный остров». Урок становился ярче, а речь богаче и эмоциональнее, что важно для физики – науки формул и определений. В декабре 2004 года я прошла подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». Вот тогда и родилась идея данного проекта, так как компьютерные технологии дают огромные возможности (Приложение 1). Работа над ученическими проектами началась в феврале 2005 года. Сначала каждый ученик выбрал конкретное произведение Жюля Верна, прочитал его, составил план проекта и выполнил его. Все работы были представлены на школьных научно – практических конференциях, где получили высокую оценку и призовые места. А так же использовались при проведении единого классно...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.23 | Просмотров: 1797
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|