Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по теме Пустыни (окружающий мир, 4-й класс) - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Конспект урока по теме Пустыни (окружающий мир, 4-й класс)


Автор(ы): Лутошкина Светлана Викторовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
  1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
  2. развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;
  3. воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (см. Приложение 1).
(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).
– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?
– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
  1. Границы зоны.
  2. Поверхность в пустыне.
  3. Климат.
  4. Растения.
  5. Животные.

4. Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима?
– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?
– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.
– Что такое бархан? А такыр?
– О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…
(Рассказ готовится одним из учеников заранее). см. Приложение 2
– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?
– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха!
– Что вы о ней знаете? см. Приложение 2
–Как же животные и растения смогли п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5639

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340