Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока по теме Пустыни (окружающий мир, 4-й класс)
Автор(ы): Лутошкина Светлана Викторовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: Урок-исследование. Тип урока: Комбинированный. Цели: - сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
- развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;
- воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы. Ход урока 1. Орг. момент. 2. Актуализация опорных знаний. – Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (см. Приложение 1). (После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей). – Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили? – Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи. На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! 3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). – Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок. – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой? – Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить: Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд. Жёлтая птица неслышно плывёт. – Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня. – Природу пустыни будем исследовать по плану: - Границы зоны.
- Поверхность в пустыне.
- Климат.
- Растения.
- Животные.
4. Изучение нового материала. Работа с картой. – Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь. – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо). – Есть ли в пустыне зима? – Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах. – Каким цветом обозначают пустыни? Почему? – Какую зону сменяет пустыня? – Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь? – Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац. – Что такое бархан? А такыр? – О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет… (Рассказ готовится одним из учеников заранее). см. Приложение 2 – Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы. – Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»? – Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха! – Что вы о ней знаете? см. Приложение 2 –Как же животные и растения смогли п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5639
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|