Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Урок-повторения и обобщения темы СТО — специальная теория относительности
Автор(ы): Карелина Любовь Гавриловна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: Повторение основных понятий СТО (специальной теории относительности), развитие познавательных навыков, творческих способностей, интереса к предмету, закрепление навыков решения задач, навыков самостоятельной работы. ЭПИГРАФ: Во всем мире едва ли дюжина людей по-настоящему понимают теорию Эйнштейна! (Д. Гамов) ХОД УРОКА Вступление Сегодня наш урок посвящён СТО, мы повторим с вами изученные понятия теории относительности. А сейчас - реклама . 1 ученик: Развивалась электродинамика, ведь законы её сложны, И поставила к стенке механику, что, мол, формулы не верны. Обнаружились противоречия.Что же делать теперь, как быть? И вот эти возникшие трудности три возможности взялись решить. Те возможности тайком собирались вечерком. (Выходят три ученицы). Первая: Первая возможность - я! Предлагаю вам, друзья, Признать недействительным принцип относительности В применении к электромагнитным явлениям. А вот формулу Максвелла я оставить захотела. Вторая: Вторая же возможность - я! Вот в чем истина моя: Формула Максвелла неправильна и устарела, А принцип относительности справедлив в действительности. Третья: Третья возможность - я ! Умоляю вас, друзья, Отказаться от старых представлений о пространстве и времени. Но не трогая Максвелла формулы и относительности теорию Ученик: Вот уж пятый год идёт двадцатого столетия, И Эйнштейн нам создаёт СТО великолепие! (Появляется Эйнштейн - ученик). Эйнштейн: Возможности первую и вторую не хочу я! А вот с третьей попробую разобраться поподробнее. Ученик: Разбирал он, разбирал, постулаты получал. Первый постулат формулируется так: (Читает постулаты СТО). Первая: Если вы хотите узнать какая скорость самая большая. Вторая: Если вы хотите остановить время, Третья: сократить свои размеры Ученик: и увеличить массу тела. Вместе: Изучайте теорию относительности! Учитель: Мы с вами говорили на уроках об эффекте замедления времени, о том, что космические путешественники, путешествующие со скоростями близкими к скорости света, сохраняют свою молодость. И мы сегодня тоже попытаемся замедлить время и совершить путешествие в космос с очень большой скоростью. Представьте, что наш кабинет - космический корабль, а вы - экипаж этого корабля. Но для начала путешествия экипажу необходимо заполнить анкетные данные и пройти тестирование. (Класс отвечает на вопросы теста.) ТЕСТ I. Укажите, при каких условиях законы СТО переходят в законы классической механики : А) при V<< C, Б) при V=C, B) при V <C, Г) при V >C , Д) при V >> C, Е) никогда не переходят. II. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются постулатами частной теории относительности: 1) законы природы имеют одинаковую математическую форму в любой ИСО; 2) скорость света в вакууме одинакова для всех ИСО; 3) все законы природы имеют разную математическую форму в разных ИСО; 4) скорость света зависит от выбора СО. А) Только 1; Б) только 2; В) только 3; Г) 1 и 2 ; Д) 3 и 4 . III. Кто утверждал, что все ИСО равноправны, и во всех ИСО не только механические, но и все другие физические законы имеют одинаковую форму? А) Г.Галилей; Б) И.Ньютон; В) А.Эйнштейн. IY. Укажите правильное утверждение: А) прицип относительности в классической физике распостраняется на все законы природы, а в релятивистской - только на законы механики; Б) принцип относительности в одинаковой степени распостраняется как на релятивистскую, так и на классическую физику; В) релятивистский принцип относительности распространяется на все законы природы, а классический принцип относительности распространяется только на законы механики. Y. Укажите правильное утверждение: А) в классической физике скорость взаимодействия тел конечна и равна скорости света в вакууме, в релятивистской физике скорость взаимодействия мгновенная; Б) в классической физике скорость взаимодействия тел считается мгновенной, в релятивистской физике существует максимальная конечная скорость взаимодействия - скорость света в вакууме. YI. Некоторая звезда удаляется от Земли со скоростью V, свет, испущенный этой звездой, приходит на Землю со скоростью: А) С ; Б) С-V ; B) C+V. YII. Два автомобиля движутся навстречу друг другу. Скорость каждого относительно земли равна V.Чему равна скорость света фар первого автомобиля в системе отсчёта,связанной со вторым автомобилем? Скорость света в системе отсчёта , связанной с Землёй, равна С. А) С; Б ) С+ V ; В ) С + 2 V ; Г ) С - V ; Д ) С - 2 V ; Проверка, обсуждение результатов тестирования , правильности выбраных ответов . (Ответы : А, Г , В , В , Б , А , А.) Учитель: Итак, экипаж готов к путешествию и мы отправляемся в путь. (Звучит фонограмма старта ракеты и космическая музыка.) Чем же можно заняться во время полета? Давайте посмотрим ещё одну рекламу. 1 ученик: Саша и Паша одноклассники, Саша отправляется в путешествие со скоростью света. Паша остается на Земле. (Два ученика, выполняющих роль Паши и Саши, прощаются. Один уходит.) 1 ученик: Саша в космическом путешествии был ровно год и вернулся на Землю. Его встретил состарившийся одноклассник Паша. Вместе: Путешествуйте со скоростью света, чтобы остаться молодыми! Учитель: Давайте посчитаем, насколько мы можем замедлить время, если наш корабль мчится во Вселенной со скоростью 0,8С ? Сколько времени будет продолжаться урок, если на Земле он 40 минут? Ученики рассчитывают в тетрадях значение времени. Ответ: 24 минуты. Проверяется правильность решения задачи. Вернемся моложе на 16 минут. Учитель: А сейчас мы почитаем художественную литературу и ответим на вопросы. Джордж Гамов - физик-теоретик, автор многих работ по квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии и биофизике, автор книги " Приключения мистера Томпкинса". Отрывок из неё мы прочитаем . 1. "Одинокий велосипедист показался вдали и стал медленно приближаться.Когда он подъехал поближе, мистер Томпкинс вытаращил глаза от изумления: и велосипед, и восседавший на нём молодой человек были невероятно сокращены в направлении движения, как будто их рассматривали через цилиндрическую линзу. Часы на башне пробили пять, и велосипедист, по-видимому куда-то спешивший, приналёг на педали. Мистер Томпкинс не заметил, чтобы скорость от этого прибавилась, но усилия велосипедиста не прошли бесследно: он сократился ещё сильнее и отправился дальше, в точности напоминая картинку, вырезанную из картона. Тут мистер Томкинс ощутил прилив гордости, ибо ему было совершенно ясно, что происходило...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.26 | Просмотров: 2291
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|