Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока истории - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока истории


Автор(ы): Смирнова Татьяна Александровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Презентация
Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования (ФКГСОО) и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.
  • Содержание исторического образования должно быть качественным, педагогически адаптированным по отношению к ученику, чтобы он смог на основе исторического социального опыта накапливать свой опыт.
  • Знания учеников по истории должны быть систематизированы.
  • У школьника должно складываться целостное представление о событиях, явлениях и процессах изучаемой эпохи.
  • Ученику необходимо научиться понимать историческую обусловленность происходящего.
  • Изучать историю нужно таким образом, чтобы ученик видел общественные взаимосвязи (причинно-следственные, функциональные).
  • Учащиеся должны уметь “читать” различные источники (учебник, документ и другие), находя необходимую информацию для качественного анализа.
  • В процессе обучения истории должна быть представлена многовариантность исторического развития с точки зрения цивилизаций, конфессий, путей развития этносов и т.д. для того, чтобы учащиеся могли находить общее и различное, а также особенное в историческом пути той или иной страны или группы стран, делать собственный выбор.
  • Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы у учащихся формировалось критическое мышление по отношению к изученным событиям и явлениям, а также возникла потребность в собственной оценке происходящего.
  • Процесс исторического материала должен побуждать ученика к творчеству, к самостоятельному поиску, а иногда к детализации и углублению учебного материала.
  • Формы организации труда и технологии обучения должны быть разнообразными, чтобы стимулировать учеников к активной деятельности, давать им возможность для самореализации, а также воспитания таких качеств, как конструктивность, толерантность, гражданственность, ответственность.
В конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.
К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом ещё далеко от желаемого эталона.
  • Зачастую содержание образования оторвано от жизненного опыта ученика, его интересов, целей, установок.
  • Знания отрывочны и бессистемны.
  • Ученик не успевает осознать и понять то, что изучает.
  • Школьник не видит в учебном материале единого целого, а также связи внутри целого.
  • Не умеет извлекать из источников нужную информацию.
  • Познание закона единства и борьбы противоположностей является пока для многих большой трудностью.
  • Преобладают однообразные формы организации труда и технологии, что затрудняет осуществлять личностный и деятельностный подходы в процессе обучения.
  • Ученики не могут применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Таким образом, возникают противоречия между:
потребностью общества в новом качестве образования и реальным качеством образования, которое не соответствует европейским стандартам и современным требованиям;
потребностью в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса и сохранением традиционных форм и обучения;
потребностью общества в активной, социально-адаптированной личности. и реальной личностью ученика, который не умеет самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознавать мотивы учебной деятельности, знание и опыт которого оторваны друг от друга.
Главными причинами противоречий, на мой взгляд, являются:
  • несовершенство организации учебного процесса;
  • нехватка времени и материальных средств;
  • трудности с переходом на новое (новое требует перелома в сознании умственных, психических, материальных затрат. Не каждый на это решится);
  • в государстве определены ценностные ориентиры общества и личности, но не продумана система их формирования;
  • ученики стали меньше читать;
  • школьникам не хватает подчас (из-за ослабленного здоровья, памяти и других факторов) сил и энергии для решения поставленных для них задач;
  • многие боятся трудностей;
  • учебный процесс некоторым кажется скучным и неинтересным.
Исходя из этого, возникает проблема:
  • Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
  • Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
  • Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда?
Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки), что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования.
Ряд известных в образовательной педагогике авторов акцентируют своё внимание на формирование блоков в учебном материале с точки зрения их эффективности, целесообразности, большой педагогической выгоды. (Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдниев, П.Ф. Шаталов и др.)
Целями такой технологии является достижение целостности знаний как одного из условий развития и саморазвития интеллекта учащихся; создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающие их единство и целостность.Подобная система обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса.
Описание сущности опыта.
Цели:
  1. совершенствование учебно-воспитательного процесса для перехода его в новое качество;
  2. разработка универсальной системы преподавания истории, которая должна включать в себя элементы многих современных технологий обучения.
  • В начале учебного года составляется тематическое планирование – курс истории разбивается на отдельные блоки, которые могут включать 3, 4, 5 параграфов, в зависимости от содержания и идеи, которая объединяет это содержание. Блок должен восприниматься и усваиваться учеником целостно (как образ).
  • Перед изучением темы даётся задание: предварительное ознакомление с содержанием параграфов, постараться запомнить главные факты.
  • Блок разбивается на отдельные уроки. Первый урок вводный. На нём в начале урока проводится проверка прочитанного. Учителем либо задаются несложные вопросы классу, либо выполняются простые тесты.
Вопросы могут быть такого характера:
  • о каких событиях в истории страны ты узнал из прочитанного (каждый говорит то, что запомнил)?
  • какие это события (экономические, политические, социальные, культурные)?
  • с какими историческими деятелями ты познакомился? Кто они (военные, политики, руководители, реформаторы и так далее)?
  • с какими новыми понятиями столкнулись?
  • что тебя заинтересовало больше всего?
Опрос должен занимать не больше 5-6 минут. Подводятся итоги. Учителем заранее выписываются на обратной стороне доски главные события темы, фамилии исторических деятелей, понятия. Внимание учащихся обращается на это (элемент вторичного закрепления).
2-й этап I урока.
В тетради и на доске составляется опорный конспект блока, цель которого такова:
  1. объединить разрозненные знания в единое целое. Учителем составлена памятка – алгоритм работы по составлению опорного конспекта (памятки в распечатанном виде присутствуют на парте у каждого ученика):
  2. постарайся определить главную проблему или проблемы эпохи (не более 2-3 минут);
  3. найди причинную обусловленность возникшей проблемы (проблем);
  4. есть ли взаимосвязь между возникшими проблемами;
  5. как и кем решались возникшие исторические проблемы:
  • мирным путём (реформы, изменение сознания у людей, переговоры и другое);
  • насильственным путём (восстания, войны, революции, бунты, террор);
  • конкретное решение проблем (называются факты, например, открытие Америки (Колумб, 1492г), “Указ о вольных хлебопашцах” (Александр I, 1803г), “Русско – Японская война 1904-1905г и так далее.
  • удалось ли решить эти проблемы? Почему?
  • кто сыграл главную роль (на ваш взгляд) в решении или нерешении этих проблем (отельные личности, какие-то объединения, народные массы)?
  • что осталось за кадром (попытки, проекты).
Примечание: в опорном конспекте должны быть отражены
  • проблемы или задачи эпохи:
  • установлены взаимосвязи между ними;
  • пути разрешения проблем и задач и указано: решены или нет;
  • названы основные факты и понятия, участники событий;
  • основная идея (лейтмотив эпохи).
Домашнее задание:
  1. знать опорный конспект;
  2. чтение параграфов учебника, индивидуально: может быть (иногда) задание – подготовить сообщение на 2-3 минуты о каком-то историческом деятеле по памятке - алгоритму.
  • Кто он (фамилия, имя, отчество).
  • Когда и где родился.
  • Чем занимается (государственный деятель, деятель культуры – художник, военный, писатель и другие).
  • Заслу...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.26 | Просмотров: 1758

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340