Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока истории
Автор(ы): Смирнова Татьяна Александровна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Презентация Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования (ФКГСОО) и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета. - Содержание исторического образования должно быть качественным, педагогически адаптированным по отношению к ученику, чтобы он смог на основе исторического социального опыта накапливать свой опыт.
- Знания учеников по истории должны быть систематизированы.
- У школьника должно складываться целостное представление о событиях, явлениях и процессах изучаемой эпохи.
- Ученику необходимо научиться понимать историческую обусловленность происходящего.
- Изучать историю нужно таким образом, чтобы ученик видел общественные взаимосвязи (причинно-следственные, функциональные).
- Учащиеся должны уметь “читать” различные источники (учебник, документ и другие), находя необходимую информацию для качественного анализа.
- В процессе обучения истории должна быть представлена многовариантность исторического развития с точки зрения цивилизаций, конфессий, путей развития этносов и т.д. для того, чтобы учащиеся могли находить общее и различное, а также особенное в историческом пути той или иной страны или группы стран, делать собственный выбор.
- Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы у учащихся формировалось критическое мышление по отношению к изученным событиям и явлениям, а также возникла потребность в собственной оценке происходящего.
- Процесс исторического материала должен побуждать ученика к творчеству, к самостоятельному поиску, а иногда к детализации и углублению учебного материала.
- Формы организации труда и технологии обучения должны быть разнообразными, чтобы стимулировать учеников к активной деятельности, давать им возможность для самореализации, а также воспитания таких качеств, как конструктивность, толерантность, гражданственность, ответственность.
В конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей. К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом ещё далеко от желаемого эталона. - Зачастую содержание образования оторвано от жизненного опыта ученика, его интересов, целей, установок.
- Знания отрывочны и бессистемны.
- Ученик не успевает осознать и понять то, что изучает.
- Школьник не видит в учебном материале единого целого, а также связи внутри целого.
- Не умеет извлекать из источников нужную информацию.
- Познание закона единства и борьбы противоположностей является пока для многих большой трудностью.
- Преобладают однообразные формы организации труда и технологии, что затрудняет осуществлять личностный и деятельностный подходы в процессе обучения.
- Ученики не могут применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Таким образом, возникают противоречия между: потребностью общества в новом качестве образования | и | реальным качеством образования, которое не соответствует европейским стандартам и современным требованиям; | потребностью в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса | и | сохранением традиционных форм и обучения; | потребностью общества в активной, социально-адаптированной личности. | и | реальной личностью ученика, который не умеет самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознавать мотивы учебной деятельности, знание и опыт которого оторваны друг от друга. | Главными причинами противоречий, на мой взгляд, являются: - несовершенство организации учебного процесса;
- нехватка времени и материальных средств;
- трудности с переходом на новое (новое требует перелома в сознании умственных, психических, материальных затрат. Не каждый на это решится);
- в государстве определены ценностные ориентиры общества и личности, но не продумана система их формирования;
- ученики стали меньше читать;
- школьникам не хватает подчас (из-за ослабленного здоровья, памяти и других факторов) сил и энергии для решения поставленных для них задач;
- многие боятся трудностей;
- учебный процесс некоторым кажется скучным и неинтересным.
Исходя из этого, возникает проблема: - Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
- Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
- Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда?
Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки), что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования. Ряд известных в образовательной педагогике авторов акцентируют своё внимание на формирование блоков в учебном материале с точки зрения их эффективности, целесообразности, большой педагогической выгоды. (Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдниев, П.Ф. Шаталов и др.) Целями такой технологии является достижение целостности знаний как одного из условий развития и саморазвития интеллекта учащихся; создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающие их единство и целостность.Подобная система обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса. Описание сущности опыта. Цели: - совершенствование учебно-воспитательного процесса для перехода его в новое качество;
- разработка универсальной системы преподавания истории, которая должна включать в себя элементы многих современных технологий обучения.
- В начале учебного года составляется тематическое планирование – курс истории разбивается на отдельные блоки, которые могут включать 3, 4, 5 параграфов, в зависимости от содержания и идеи, которая объединяет это содержание. Блок должен восприниматься и усваиваться учеником целостно (как образ).
- Перед изучением темы даётся задание: предварительное ознакомление с содержанием параграфов, постараться запомнить главные факты.
- Блок разбивается на отдельные уроки. Первый урок вводный. На нём в начале урока проводится проверка прочитанного. Учителем либо задаются несложные вопросы классу, либо выполняются простые тесты.
Вопросы могут быть такого характера: - о каких событиях в истории страны ты узнал из прочитанного (каждый говорит то, что запомнил)?
- какие это события (экономические, политические, социальные, культурные)?
- с какими историческими деятелями ты познакомился? Кто они (военные, политики, руководители, реформаторы и так далее)?
- с какими новыми понятиями столкнулись?
- что тебя заинтересовало больше всего?
Опрос должен занимать не больше 5-6 минут. Подводятся итоги. Учителем заранее выписываются на обратной стороне доски главные события темы, фамилии исторических деятелей, понятия. Внимание учащихся обращается на это (элемент вторичного закрепления). 2-й этап I урока. В тетради и на доске составляется опорный конспект блока, цель которого такова: - объединить разрозненные знания в единое целое. Учителем составлена памятка – алгоритм работы по составлению опорного конспекта (памятки в распечатанном виде присутствуют на парте у каждого ученика):
- постарайся определить главную проблему или проблемы эпохи (не более 2-3 минут);
- найди причинную обусловленность возникшей проблемы (проблем);
- есть ли взаимосвязь между возникшими проблемами;
- как и кем решались возникшие исторические проблемы:
- мирным путём (реформы, изменение сознания у людей, переговоры и другое);
- насильственным путём (восстания, войны, революции, бунты, террор);
- конкретное решение проблем (называются факты, например, открытие Америки (Колумб, 1492г), “Указ о вольных хлебопашцах” (Александр I, 1803г), “Русско – Японская война 1904-1905г и так далее.
- удалось ли решить эти проблемы? Почему?
- кто сыграл главную роль (на ваш взгляд) в решении или нерешении этих проблем (отельные личности, какие-то объединения, народные массы)?
- что осталось за кадром (попытки, проекты).
Примечание: в опорном конспекте должны быть отражены - проблемы или задачи эпохи:
- установлены взаимосвязи между ними;
- пути разрешения проблем и задач и указано: решены или нет;
- названы основные факты и понятия, участники событий;
- основная идея (лейтмотив эпохи).
Домашнее задание: - знать опорный конспект;
- чтение параграфов учебника, индивидуально: может быть (иногда) задание – подготовить сообщение на 2-3 минуты о каком-то историческом деятеле по памятке - алгоритму.
- Кто он (фамилия, имя, отчество).
- Когда и где родился.
- Чем занимается (государственный деятель, деятель культуры – художник, военный, писатель и другие).
- Заслу...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.26 | Просмотров: 1758
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|