Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Экологические проблемы г. Анжеро-Судженска и Кемеровской области
Автор(ы): Гуренович Галина Витальевна, учитель географии и экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок-экспертиза. Задачи у рока: - формировать логическое мышление;
- умение делать выводы и обобщения;
- развивать исследовательские умения и навыки самоанализа и самоконтроля;
- способствовать повышению личной уверенности.
Экологическое образование - органическая часть содержания всех школьных дисциплин. Его суть - способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологические проблемы. Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Комплексное антропогенное воздействие на природу Кемеровской области привело к неблагоприятным изменениям атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы к опасным тенденциям в изменении здоровья населения области. Поэтому формирование экологической грамотности школьников я считаю важнейшей задачей настоящего периода. Урок по теме “Экологические проблемы города Анжеро-Судженска и Кемеровской области” считаю, что целесообразно проводить в форме урока-экспертизы. Это интегрированный урок (география + химия). Урок можно провести как в 8, так и в 9 классе. Урок является завершающим в разделе “География Кемеровской области”. Тема: Экологические проблемы города Анжеро-Судженска и Кемеровской области Цели урока: - оценить экологическую ситуацию в городе;
- установить источники загрязнения и определить уровень загрязненности;
- наметить пути решения проблемы.
Оборудование: колбы, пробирки, гирьки, прибор для определения кислотности воды и почв, газеты и другие источники информации. Методы и формы учебной деятельности: урок-экспертиза, форма работы - групповая. Для выполнения поставленных целей сформированы группы экспертов, каждая из которых получила задание и инструкцию по ее выполнению. Были выбраны руководители групп и один руководитель для координации всей работы. Задание 1-й группе. Изучить экологическую ситуацию в области, в городе в сравнении с данными по России и сделать вывод. Задание 2-й группе. Изучить снежный покров, как показатель загрязненности в шести пунктах города. Задание 3-й группе. Изучить агрохимические свойства почв. Задание 4-й группе. Определить характер и уровень загрязненности вод в реках и озерах города. Структура урока: План - Экологическая ситуация в регионе.
- Изучение снежного покрова в городе Анжеро-Судженске.
- Изучение агрохимических свойств почв.
- Характер и уровень загрязненности вод в реках и озерах города.
Ход урока I. Организация класса. П. Изучение нового материала. Выступление учащихся с результатами исследований по городу Анжеро-Судженску: 1. Экологические ситуации по г. Анжеро-Судженску в сравнении с данными по России и Кузбассу | Численность населения (тыс. чел.) | Общее количество | На 1-го жителя | Твердых бытовых отходов (тыс. тонн) | Выбросы в атмосферу вредных веществ (тыс. тонн) | Сброс загрязненной воды (тыс. тонн) | Твердых бытовых отходов (тыс. тонн) | Выбросы в атмосферу вредных веществ (тыс. тонн) | Сброс загрязнеиной воды (тыс. тонн) | Россия | 147976 3069 1039 | 1923688 613800 170 | 71028,5 7061 13 | 27227584 5000 250 | 13 200 1,6 | 0,48 0,5 0,13 | 184 16,5 2,41 | Кузбасс | г. Анжеро-Судженск | 2. Загрязнение снега пылью Пробы снега, отобранные с территории города в начале снеготаяния, разделялись путем фильтрования на сухой нерастворимый осадок на фильтре (пыль) и фильтраты (воду), которые анализировались отдельно. Загрязнение снега пылью (сухой остаток на фильтре) Место отбора | Площадь отбора образца (в ) | Масса осадка (в мг/л) | Нефтепровод Горбольница Физкультурник Стеклозавод За школой № 17 6. Диспетчерская | 0,04 0,08 0,05 0,04 0,04 0,04 | 15,0 20,0 27,0 25,0 17,0 30,0 | Химический анализ снеговой воды Химический анализ не выявил значительных отклонений от принятых норм; количество солей небольшое, рН-близкая к нейтральной, жесткость воды небольшая, содержание катионов и анионов не превышает нормы. № | Место отбора | Цвет снега | Прозрачность | Запах | рН среды | Наличие осадка после оттаивания | Жесткость | Анионовый осадок | 12 3 4 5 6 | НефтепроводГорбольница Физкультурник Стеклозавод Диспетчерская За школой №17 | Бесцветный | Прозрачный | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл | РН=5РН=5 РН=5 РН=5 РН=5 РН=5 | небольшой 2 балламеньше 3 баллов больше 5 баллов меньше 3 баллов самый большой 6 баллов небольшой 2 балла | | следыследы следы следы 12 мг/л следы | Для сравнения: Яйская вода = , рН = 5 – слабая кислотная среда. Анализ почвы Анжеро-Судженск расположен на северо-западе Кемеровской области. Основным типом зональных почв являются серые лесные оподзоленные почвы. На территории города почвы загрязнены отходами угледобычи и переработки угля. Верхний горизонт их представляет техногенную смесь гумусового горизонта с отходами угледобычи. Агрохимические свойства почв (грунтов) в основном не отличаются от зональных почв: реакция почвенного раствора рН – слабощелочная. № | Место отбора | Кислотность | Азот подвижный | Ионный состав | 1 | За школой №17 | РН = 7-8 (слабощелочная – ближе к нейтральной) | отсутствует | следы ионов | 2 | Красная горка (за переездом) | РН = 7 (слабощелочная) | отсутствует | не обнаружены | 3 | Ул. Донская (район 8 горы) | РН = 8-9 (слабощелочная) | отсутствует | обнаружено наличие ионов | 4. Результат анализа сточной воды: школа № 17 Исследуемый | Концентрация мг/л | | | | | | Соли нитраты аммония | объект | рН | ХПК | хлориды | железо | | | | | | ПДК вещества | 5,0-5,5 | 50,0 | 4,5-10,0 | 0,7-1,0 | отсутствуют | р. Алчедат | 7,1 <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.29 | Просмотров: 1532
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|