Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Скоро в школу - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Скоро в школу


Автор(ы): Бордусь Елена Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Работая психологом в детском саду на протяжении 9 лет, я занималась диагностикой и подготовкой детей к школьному обучению.
В течение последних четырех лет, определяя готовность к школе по методике Е.К. Вархотовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой “Экспресс–диагностика готовности к школе” (Изд–во “Генезис”М., 1999г.), мы обратили внимание на то, что дети, имеющие хороший потенциал обучения и развития, могут недостаточно успешно справляться с заданиями, предлагаемыми данной методикой
Сравнивая результаты выполнения субтестов на протяжении двух лет, пришли к выводу, что возникающие затруднения и ошибки идентичны у разных групп детей. В процессе наблюдения за детьми, отметили, следующие трудности в общении: неумение устанавливать контакт со сверстниками и с незнакомым взрослым, подчиняться законам коллектива. В результате, мы пришли к выводу о необходимости разработки своей программы подготовки детей к школе, которая помогла бы нам устранить имеющиеся проблемы у детей и обеспечила максимальную подготовку их к школе.
Наша программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неорганизованных детей.
В основу программы легла идея о необходимости приоритета в развитии: навыков общения; психических процессов; мелкой моторики; положительной мотивации обучения.
Целью проводимых занятий
является развитие всех компонентов психологической готовности к школе. Оно достигается благодаря решению трех конкретных задач:
  • Развитие психологических качеств: внимания, памяти, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи;
  • Формирование интереса и положительной мотивации обучения;
  • Выявление личностного потенциала обучения и развития.
Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях во время учебного года. Занятия рассчитаны на детей 5.5–7 лет. Всего 20 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20–30 минут.
Программа занятий учитывает ряд важных моментов:
Каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законам детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.
Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы.
В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях, снимать страх перед школой и не допускать переутомления.
Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками.
Часть 2. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально–волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: игры на развитие навыков общения; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи; игры и упражнения на развитие произвольной сферы; упражнения на развитие мелкой моторики; игры на формирование положительной мотивации к обучению.
Часть 3. Завершающая.
Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение какой–либо общей игры.
Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. В нашем случае, это “кинезиологический комплекс”; способствует межполушарному взаимодействию и межполушарной специализации (А.Л.Сиротюк “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. М.,2002г.).
Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за партами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь: половину тетради в клетку или блокнот; простой и цветные карандаши; рабочие листы.
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов (если программа используется педагогом– психологом).
Содержание программы
Блок I
. “Давайте поиграем”
Цель: Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Занятие 1
. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Занятие 2. Обучить детей эффективным способам общения.
Занятие 3. Развивать навыки сотрудничества. Научить детей доверять друг другу.
Занятие 4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Блок II. “Поможем Незнайке”
Цель: Развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие 5.
Развитие произвольного внимания и произвольности движений.
Занятие 6. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Развитие саморегуляции и самоконтроля.
Занятие 7. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.
Занятие 8. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.
Блок III.
“Письмо от жителей Солнечного города”
Цель: Овладение детьми элементом мнемотехники.
Занятие 9.
Развитие механической зрительной памяти.
Занятие 10. Развитие ассоциативной памяти.
Занятие 11. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.
Занятие 12. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.
Блок IV.
“Знайкина олимпиада”
Цель: Развитие мыслительных процессов и зрительно–моторной координации.

Занятие 13.
Развитие логического мышления и сообразительности.
Занятие 14. Развитие логического и понятийного мышления.
Занятие 15. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения, развитие речи.
Занятие 16. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения, развитие речи.
Блок V
. “Путешествие в Солнечный город”
Цель: Формирование положительной мотивации к обучению в школе.

Занятие 17.
Уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Подвести детей к пониманию необходимости учения.
Занятие 18. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.
Занятие 19. Подвести детей к пониманию необходимости учения.
Занятие 20. Уточнить знания детей о школе.
Примерные планы – конспекты занятий .
Занятие 1. (Блок I
. “Давайте поиграем”)
Задачи:
развитие навыков общения у детей; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; способствование сплочению детского коллектива.
Приветствие
Дети вместе с психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:
Доброе утро, Маша… (называются имена детей по кругу),
Доброе утро, Елена Владимировна,
Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),
Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!
Игра “Доброе животное”
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.
Игра “Дракон кусает свой хвост”
Цель:
снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок – “голова” дракона, последний – “хвост”. “Голова” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается. “Тело” дракона неразрывно. Как только “голова” схватила “хвост”, она становится “хвостом”. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра “Узнай по голосу”
Цель: Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Вопросы для общения:
Что вам больше всего понравилось на нашем занятии, или что больше всего запомнилось?
Чем бы вы хотели заняться на следующей встрече?
Вопросы для общения подходят как воспитателям, так и родителям.
Прощание
Дети, стоя в кругу, по –очереди, говорят, прикасаясь друг к другу ладошками:
Спасибо, Саша,
Спасибо, Маша и так все дети,
Берутся все вместе за руки:
Спасибо всем нам (аплодируют себе и всем, кто присутствовал на занятии).
Занятие 5. ( Блок II. “Поможем Незнайке”)
Задачи:
развитие произвольного внимания и произвольности движений; развитие мелкой моторики.
Приветствие.
Игра “Зеваки”.
Цель : развитие произвольного внимания.
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу “Стоп!” останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок запутался и ошибся, выходит из игры. Игра может закончиться, когда 2–3 детей останется в игре. Они торжественно объявляются победителями.
Пальчиковая гимнастика:
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
Упражнение “Обведи по точкам”.
Цель: задание направлено на развитие целостного восприятия предметов, а также на обучение ребёнка выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

Ребёнку необходимо соединить все точки рисунка “МЫШОНОК” одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Упражнение “Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”.
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение “Раскрась фигуры”.
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Элемент кинезиологического комплекса
(См. книгу “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. А.Л.Сиротюк, М., 2001). Данный комплекс можно заменить пальчиковой или дыхательной гимнастикой, пластическим или танцевальным этюдом, на усмотрение ведущего.
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Вопросы для общения.
Мы с вами играли в игру “Зеваки”. А кто такие “зеваки”?
А быть “зевакой” это хорошо или плохо?
Что может случиться с “зевакой” на улице, в школе и т.д.?
Прощание
Занятие 9. (Блок III.
“Письмо от жителей Солнечного города”)
Задачи:



ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.29 | Просмотров: 3037

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340