Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогический практикум по теме Гуманистическое обучение и воспитание в школе как основа личностно-ориентированного подхода к учащимся
Автор(ы): Киселёва Эльвина Владимировна, Преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: актуализация гуманистических принципов организации учебно-воспитательного процесса. «Посредственно учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Артур Уорд Формирование свободного человека, знающего свои права, умеющего пользоваться ими в различных жизненных ситуациях, является одной из основных задач современного образования. В последние десятилетия активного реформирования системы образования в нашей стране наблюдается все большее стремление взять курс к полюсу гуманистического образования. Однако на сегодняшний день не всем педагогам удалось найти верный курс. Школьная реальность такова, что о правах учащихся мы вспоминаем редко, а чаще и настойчивее говорим об обязанностях, правилах поведения. Какими принципами руководствуйтесь вы при организации учебно-воспитательного процесса? Тест «Стиль педагогического общения» Инструкция: Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. 1. Считайте ли вы, что ребенок должен: а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.; б) говорить вам только то, что он сам захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе. 2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы: а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение; б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах; в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями. 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите: а) похвалите его и всем детям покажете его работу; б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался». 4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите: а) заставите его громко при всех поздороваться с вами; б) не обратите на это внимание; в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе. 5. Дети спокойно занимаются. У вас есть своя свободная минута. Что предпочтете делать: а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдайте, как они работают и общаются; б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; в) займетесь своими делами. 6. Какая точка зрения вам кажется более правильной: а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания; б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относится бережно, с большим тактом. 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитывать его; б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину. 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие; б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом. 9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия: а) сказали бы: «Ну и не надо»; б) заставили бы выполнить работу; в) предложили бы другое задание. 10. Какая позиция, по-вашему, более правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет; в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. Ключ для обработки ответов Варианты ответов | Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | Ответ отмеченный в соответствующей клетке оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма характеризует определенный стиль педагогического общения. 25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 балла – склонность к авторитарному стилю; 10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Далее предлагается сравнить демократический и авторитарный стили педагогического общения и заполнить таблицу (индивидуально, а затем коллективное обсуждение). Критерии | Авторитарный стиль | Демократический стиль | - Основные позиции, установки учителя.
- Мотивация учения учащихся.
- Особенности взаимодействия учителя с учащимися.
- Психологический климат в группе.
- Личностный рост учащихся и учителя.
| | | Таким образом, демократический стиль общения педагога способствует формированию гармонично-развитой, самоактуализирующейся личности. Какой он самоактуализирующийся (самосовершенствующийся) человек? Предлагается отметить верное и неверное утверждение (до чтения текста и после чтения текста). № п/п | Верные и неверные утверждения | До чтения (слушания) | После чтения | 1. | Гуманность – вера в человека. | | | 2. | Самоактуализирующийся человек – творческий человек. | | | 3. | Человек от природы хорош. | | | 4. | Самоактуализирующийся человек – это совершенный человек. | | | 5. | Потребность в самосовершенствовании позволяет развиваться человеку. | | | 6. | Упрямство и раздражительность не свойственны гуманным людям. | | | 7. | Страх неуспеха мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. | | | 8. | Гуманизм – это анархия. | | | Чтение текста «Некоторые характеристики самоактуализирующихся людей» (по А. Маслоу) 1. Более эффективное восприятие р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.30 | Просмотров: 1323
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|