Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогический практикум по теме Гуманистическое обучение и воспитание в школе как основа личностно-ориентированного подхода к учащимся - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогический практикум по теме Гуманистическое обучение и воспитание в школе как основа личностно-ориентированного подхода к учащимся


Автор(ы): Киселёва Эльвина Владимировна, Преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: актуализация гуманистических принципов организации учебно-воспитательного процесса.
«Посредственно учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд
Формирование свободного человека, знающего свои права, умеющего пользоваться ими в различных жизненных ситуациях, является одной из основных задач современного образования.
В последние десятилетия активного реформирования системы образования в нашей стране наблюдается все большее стремление взять курс к полюсу гуманистического образования.
Однако на сегодняшний день не всем педагогам удалось найти верный курс. Школьная реальность такова, что о правах учащихся мы вспоминаем редко, а чаще и настойчивее говорим об обязанностях, правилах поведения.
Какими принципами руководствуйтесь вы при организации учебно-воспитательного процесса?
Тест «Стиль педагогического общения»
Инструкция: Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считайте ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».
4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на это внимание;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть своя свободная минута. Что предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдайте, как они работают и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относится бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитывать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов
Варианты ответов Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
в 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
Ответ отмеченный в соответствующей клетке оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма характеризует определенный стиль педагогического общения.
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Далее предлагается сравнить демократический и авторитарный стили педагогического общения и заполнить таблицу (индивидуально, а затем коллективное обсуждение).
Критерии Авторитарный стиль Демократический стиль
  1. Основные позиции, установки учителя.
  2. Мотивация учения учащихся.
  3. Особенности взаимодействия учителя с учащимися.
  4. Психологический климат в группе.
  5. Личностный рост учащихся и учителя.
Таким образом, демократический стиль общения педагога способствует формированию гармонично-развитой, самоактуализирующейся личности.
Какой он самоактуализирующийся (самосовершенствующийся) человек?
Предлагается отметить верное и неверное утверждение (до чтения текста и после чтения текста).

п/п
Верные и неверные утверждения До чтения (слушания) После чтения
1. Гуманность – вера в человека.
2. Самоактуализирующийся человек – творческий человек.
3. Человек от природы хорош.
4. Самоактуализирующийся человек – это совершенный человек.
5. Потребность в самосовершенствовании позволяет развиваться человеку.
6. Упрямство и раздражительность не свойственны гуманным людям.
7. Страх неуспеха мешает человеку стремиться к самосовершенствованию.
8. Гуманизм – это анархия.
Чтение текста
«Некоторые характеристики самоактуализирующихся людей» (по А. Маслоу)
1. Более эффективное восприятие р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.30 | Просмотров: 1323

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340