Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок повторения и закрепления знаний и умений по теме Внутренние воды России - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок повторения и закрепления знаний и умений по теме Внутренние воды России


Автор(ы): Лескова Любовь Николаевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. создать условия для повторения и закрепления усвоения содержания темы на базовом, высоком и повышенном уровне сложности.
  2. подготовить учащихся к выполнению контрольной работы и единому государственному экзамену по географии.
Задачи урока:
  • повторить основные понятия темы: речная система, водный режим, питание реки падение, уклон реки, годовой сток, расход воды, половодье, паводок, твёрдый сток, многолетняя мерзлота в форме выполнения тестовых заданий разного уровня сложно,
  • Закрепить умение показывать по карте реки, озёра, каналы, водохранилища, ледники, районы распространения вечной мерзлоты, определять падение реки по статистическим данным,
  • Развивать способность самостоятельного творческого применения знаний и умений,
  • Закрепить умение работать с заданиями типа «А, «В», «С»
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.
Средства обучения: контрольные измерительные материалы в электронном варианте, контурные карты.
Тип урока: повторения и закрепления знаний.
Форма урока: урок - игра
Ход урока
Урок проводится в компьютерном классе. Форма организации деятельности учащихся – парная, по два человека за компьютером. Учитель сообщает школьникам цели и задачи урока. Урок проводится в игровой форме по типу игры «Угадай мелодию». Категориями являются структурные элементы темы: «Внутренние воды» - реки, озёра, болота, ледники, водохранилища, многолетняя мерзлота. Парам учеников поочерёдно предлагается выбрать категорию и уровень сложности (А,В,С), остальные открывают это же задание. В случае неправильного ответа, право ответить имеют другие ученики, а ход переходит к следующей паре школьников. Учитель оценивает ответы в баллах, за каждый правильный ответ задания типа «А» - 1балл, типа «В» - 2 балла, типа «С» - 3 балла. В конце урока выставляет оценки школьникам по их желанию, так как на данном уроке не ставилась задача проверить и оценить ЗУН, это задача следующего урока, т. е. оценка в данном случае носит функцию поощрения учащихся. Географическую номенклатуру можно повторить с помощью контурной карты, где цифрами обозначены реки, озёра, водохранилища, болота, каналы. Контурные карты выдаются каждой паре учеников. Если нет возможности обеспечить всех раздаточным материалом, то контурную карту можно оформить на слайде.
Реки. Задания типа «А»
  1. Иртыш является притоком
А) Оби
Б) Енисея
В) Лены
Г) Амура
  1. Ока является правым притоком реки
А) Камы
Б) Волги
В) Дона
Г) Днепра
  1. К бассейну какого океана относится река Лена?
А) Тихого
Б) Атлантического
В) Северного Ледовитого
Г) Бассейну внутреннего стока
  1. В каком варианте ответов назван один из видов питания рек?
А) болотное
Б) озёрное
В) ледниковое
Г) водопадное
  1. К бассейну какого океана относится река Лена?
А) Тихого
Б) Атлантического
В) Северного Ледовитого
Г) Бассейну внутреннего стока
  1. Какие утверждения верны?
  1. Реки Дальнего Востока разливаются летом потому, что в это время летний муссон приносит много осадков.
  2. Река Дон разливается весной потому, что в это время повышается уровень грунтовых вод
А) 1 – верно, 2 – неверно
Б) Оба неверны
В) 1- неверно, 2 – верно
Г) оба верны
  1. Кратковременный подъём воды в реке называется
А) половодьем
Б) паводком
В) приливом
Г) меженью
  1. Речная система – это:
А) площадь, с которой река собирает поверхностные и подземные воды
Б) река со всеми притоками, включая и реки, впадающие в притоки
В) углубление в речной долине, по которому течёт постоянный водный поток
  1. Какое утверждение о реках России является верным?
А) река Обь – самая длинная река России
Б) Река Амур разливается весной
В) Река – Волга самая полноводная река России
Г) Реки Северного Кавказа имеют зимнее половодье
  1. Межень на реке Волхов наблюдается
А) весной
Б) осенью
В) летом
Г) зимой
  1. В бассейне какой из перечисленных речных систем сооружение каскада водохранилищ привело к наибольшей потере пойменных земель?
А) Волги
Б) Амура
В) Енисея
Г) Дона
  1. Многоводность реки определяется:
А) стоком
Б) расходом
В) уклоном
Г) хозяйственным использованием
Реки. Задания типа «В»
  1. Установите соответствие между рекой и её притоком
река приток
1. Лена
2. Волга
3. Обь
А) Вилюй
Б) Иртыш
В) Ангара
Г) Кама
  1. Определите реку по описанию:
«Ужасный день!
Река всю ночь рвалася к морю против бури….
….Но силой ветров от залива
Переграждённая река
Обратно шла, гневя, бурлива
И затопила острова,
Погода пуще свирипела,
Река вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенеясь,
На город кинулась….
  1. О какой реке писал М.Ю. Лермонтов? В какое море она впадает?
Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне,
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я сынам твоим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу,
Стадо целое прислал.
  1. Сгруппируйте реки России
Амур, Енисей, Яна, Печора, Охота, Лена, Терек, Волга
  1. Установите соответствие:
Река Город
1. Северная Двина
2. Обь
3. Волга
А) Саратов
Б) Тюмень
В) Новосибирск
Г) Архангельск
  1. Расположите реки в порядке продвижения с востока на запад.
А) Лена, Б) Колыма, В) Енисей, Г) ЯНА, Д) Урал
  1. Определите уклон реки Катуни, если известно, что высота истока 4500 м, устья – 200м, длина – 720 к.
Реки. Задания типа «С»
  1. Как изменится гидрологический режим реки после вырубки леса?
  2. Чем можно объяснить слабую разработанность речных долин на Кольском полуострове?
  3. Подумайте, на каком основании выдающийся русский географ А.И. Воейков называл реки продуктом климата?
  4. Почему в формировании сети русских городов велико значение рек Русской равнины и Сибири?
  5. С чем связано строительство водохранилищ на реках в бассейне реки Амур, если известно,что необходимости в орошении сельскохозяйственных угодий нет?
  6. Приток реки Чусовой – река Кумыш, текущая в предгорьях Среднего Урала в 7 км ниже деревни Большой Курмыш, с шумом уходит в крупную воронку в русле, которую местные жители называю Нырок. В 8 км ниже по руслу она вновь появляется в виде крупного источника, называемого Вынырок. С каким процессом связано исчезновение реки? Объясните этот процесс.
  7. Известно, что разрушение почвы водой называется водной эрозией. О каком виде водной эрозии идёт речь в этом отрывке?
Это постепенный смыв тонких частиц с поверхности почвы водными потоками при весеннем снеготаянии или после обильных дождей. Чем больше скатилось снега зимой, тем больше смыв почвы, тем сильнее будет весенний сток, а следовательно, и эрозия.
  1. Почему многие сибирские реки, например Лена, имеют большую величину расхода воды, хотя протекают по территории с малым количеством осадков?
  2. Все вы слышали такое выражение: «реки текут вспять». Может ли быть на самом деле такое явление? Свои доводы обоснуйте.
Озера. Задания типа «А»
  1. Бессточным озером является:
А) Ильмень
Б) Ладожское
В) Баскунчак
Г) Байкал
  1. Какое из перечисленных озёр относится к солёным?
А) Онежское
Б) Чудское
В) Телецкое
Г) Ба...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.30 | Просмотров: 3591

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340