Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков
Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы
Автор(ы): Липанова Юлия Владимировна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться. Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Для того, чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, ребенка нужно знать и понимать. Познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – вот основная цель работы психологической службы начальной школы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние душевного, физического и социального благополучия. Работа психолога организуется по трем основным направлениям: - Диагностическая работа, которая реализуется в психологическом мониторинге и позволяет изучать динамику развития учащихся;
- Коррекционно-развивающая работа, которая и позволяет оказать помощь детям, имеющим проблемы в обучении и развитии, создать благоприятные психолого-педагогические условия для успешной школьной адаптации учащихся;
- Консультативно- просветительская работа, которая тесно связана с работой методического объединения начальных классов, способствует построению вектора образовательного маршрута и позволяет поддерживать приемственность между начальным и среднем звеном обучения.
В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в начальной школе, как и любой другой этап развития, имеет свои новообразования. В своей работе методическое объединение начальных классов и психологическая служба ориентируется на следующие, по нашему мнению, наиболее важные новообразования: - Перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
- Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
- Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
- Овладение навыками домашнего труда.
- Развитие саморегуляции поведения, воли;
- Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
- Расширение сферы общения, появление новых авторитетов(учитель), формирование отношений в ученическом коллективе;
- Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.
Исходя из новообразований в развитии младшего школьника , психологической службой и педагогами начальных классов был создан “портрет выпускника начальной школы”, который и является самоцелью совместной работы психолога и педагогов. Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной: - достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
- развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
- обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
- нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
- наличие сформированного контроля и самоконтроля
- наличие положительной самооценки
- хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как наша школа лингвистическая, а также необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел испанским языком на уровне соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии. Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно. Вся работа педагогов начальной школы и психологической службы направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы” Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы. Диагностическое направление. Для чего мы придерживаемся данного направления работы: - во-первых, психологический мониторинг позволяет выявлять определенную категорию учащихся неблагополучных в своем развитии. И своевременное сообщение педагогу информации о трудностях в личностном развитии того или другого ученика позволяет немедленно оказать ему необходимую педагогическую помощь.
- во-вторых, когда педагог периодически получает такую диагностическую информацию, он учиться видеть сам первые признаки возникающих психологических проблем, и педагог уже сам обращается за консультацией и помощью.
Диагностическая работа проводиться на каждом этапе обучения в начальной школе. Так, например, в 1ом классе приоритет остается за диагностикой уровня психологической готовности первоклассников к школе и диагностикой течения адаптационного периода (анализ мотивации, самооценки, эмоционального состояния). Во 2-х и 3-х классах более подробно диагностируется познавательная сфера: память внимания, мышления, оценивается уровень сформированности навыков учебных действий и при необходимости анализируется мотивация, самооценка, тревожность. Более подробно хочу остановиться на учениках 4-го класса, т.к. 4-й год обучения в младшем школьном возрасте завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это и есть наши выпускники. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на сформированность определенных психолого-педагогических компонентов. Диагностическая работа проводиться в два этапа: - первый этап проводиться в выпускном классе начальной школы. Его цель – определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуется уровень умственного, интеллектуального развития, самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, особенности развития классного коллектива.
- второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой учебной ситуации. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, самооценки, работоспособности и утомляемости.
Полученные результаты диагностики, проведенной в 4-м и 5-м классах, сравниваются, и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относитель...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.30 | Просмотров: 3587
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|