Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогический консилиум по теме: Учебное и межличностное взаимодействие педагогов и учащихся: конфликты, проблемы и пути их решения - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогический консилиум по теме: Учебное и межличностное взаимодействие педагогов и учащихся: конфликты, проблемы и пути их решения


Автор(ы): Кириленко Татьяна Андреевна, психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • выяснить, что такое конфликт, причины его возникновения;
  • на основе анализа конфликтных ситуаций в системе “ученик- учитель” определить отношение к проблеме взаимодействия педагогов с учащимися в трудных ситуациях школьного общения, которое позволит выработать:
а) единую стратегию конструктивного профессионального поведения;
б) индивидуальные способы эффективного межличностного взаимодействия.
  • найти пути и способы решения конфликтов, возникающих в процессе межличностного общения;
  • определить меры по улучшению межличностного взаимодействия в детском доме.
Оборудование:
  • карточки с определениями понятий “инцидент”, “недоразумение” и т.п.;
  • карточки с описанием форм проявления стратегий поведения в конфликте;
  • стратегии поведения в конфликте по К.Томасу, * диагностические данные использования стратегий поведения в конфликте;
  • наборы карточек с описанием конфликтных ситуаций;
  • бумага для письма, ручки.
Оформление: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать” Г. Тейлор, английский поэт.
Психолог: Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в деловой игре по методу “мозговой атаки”. Данный метод предложен Дж. Филлипссом (США) и применяется тогда, когда перед коллективом стоит проблема нахождения новых решений, новых подходов к ситуации. Основная задача применения этого метода состоит в том, чтобы за небольшой промежуток времени обнаружить ряд решений одной проблемы. Основная особенность метода заключается в коллективном поиске оригинальных идей. В основу метода положен принцип сотрудничества. Одной из форм проведения делового совещания по методу “мозгового штурма является психолого-педагогический консилиум.
Но прежде, чем мы перейдем к основной тематике консилиума, давай те вспомним. что такое консилиум, ? Его цели и задачи.
И так:
- Что такое консилиум? (ответы)
  • Консилиум - это совещание, консультации, чаще всего проводится среди врачей с целью изучения больного и выработки правильного решения в той или иной области.
  • Проведение “консилиумов” в отличие от педсоветов, методобъединений, имеет три главных цели.
Цели консилиума:
  • Изучение личности каждого учащегося и коллектива класса с целью выявления мотивации учения, особенностей познавательных процессов школьников, развитости эмоционально-волевой сферы, их реальных учебных возможностей, уровня воспитанности и др
  • Диагностика учащихся, используемая в период подготовки консилиума, способствует качественному осуществлению конкретных педагогических задач по повышению эффективности работы с трудно-воспитуемыми, слабоуспевающими школьниками, так как обсуждение участниками консилиума правильности экспертных оценок, диагностических материалов позволяет разработать систему коррекционных мероприятий, направленных на изменений деятельности и поведения конкретных учащихся или конкретного класса
  • Выработка единой педагогической позиции, общей системы мер по коррекции качеств личности, ее познавательных процессов, по ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках, по повышению уровня воспитанности и др
За последние годы проблема общения, которая прежде почти не исследовалась, стала одной из популярных. Эта проблема приобретает особую важность для тех видов деятельности, осуществление которых максимально опосредованно взаимоотношениями.
Необходимо признать, что педагогическое общение, педагогическое взаимодействие – это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших условий ее успешности. Грамотное общение дает возможность ребенку и воспитателю предупредить возникновение противоречий во взаимодействии в другими членами коллектива. Поэтому совершенствование способов общения прямо или косвенно способствует профилактике конфликтов между людьми. Роль правильно организованного педагогического общения велика и потому, что атмосферу обращенности к развитию личности воспитанника (ученика) создает именно педагог (учитель, воспитатель).Однако, как бы ни старался педагог, он не может постоянно поддерживать идеальное бесконфликтное состояние, где взрослый и дети живут, учатся, работают в полной гармонии. Ничего идеального, как известно, нет. Конфликты возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Цель педагогического консилиума: выяснить, что такое конфликт, причины его возникновения, найти пути и способы его решения, определить меры по улучшению межличностного взаимодействия в ОУ.
1. Упражнение “Ассоциации”.
Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никто из нас не встал.
Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово “конфликт”? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что “похож” конфликт?
Говоря о конфликте затрагиваются многие вопросы. Это
Какими могут быть педагогические конфликты? Какого характера? Какие сферы отношений могут затрагивать? Кто может являться субъектами педагогического конфликта?Какая из перечисленных систем будет больше всего нас интересовать и являться наиболее конфликтогенной?
Педагогический конфликт может затрагивать разные сферы педагогического взаимодействия: Это может быть и учитель–ученик, ученик–учитель, учитель–родители, учитель–учитель, учитель–администрация. Эти отношения многообразны, поэтому на сегодняшнем семинаре мы будем рассматривать конфликта учитель–ученик, причем взаимонаправленные отношения, т.к. эти отношения связаны с эффективностью протекания всего педагогического процесса.
  • С чего будет начинаться взаимодействие учитель – ученик? Что делает учитель, заходя в класс?
  • На что мы обращаем внимание в первую очередь?
Конечно, мы воспринимаем речь человека, его внешний вид, настроение. Происходит восприятие друг друга, ориентируясь на свои впечатления. Но всегда ли впечатления соответствуют действительности? Всегда ли они объективны? Может ли это являться проблемой?
  • И так из ваших высказываний можно сделать вывод что конфликт это- противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление или •это столкновение отдельных людей (социальных групп), выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды
По мнению психологов, конфликты могут быть конструктивными, деструктивными и просто пустыми. Как вы это понимаете? Чем, по-вашему, они различаются? Попробуйте вспомнить примеры из своей жизни.
Разрешение конфликта зависит во многом от уровня нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами.
Важнейшее условие успешного взаимодействия – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Нередко педагог недоволен каким-либо ребенком, не замечая, что сам провоцирует его на нарушение дисциплины. Так, постоянные угрозы подрывают авторитет воспитателя, приучают детей безразлично относиться к замечаниям старшего. Тяга взрослого к нравоучениям формирует равнодушие к словам, его просто перестают слушать. Грубость, бестактность, как правило, вызывают ответную грубость. Халатное отношение к выполнению домашних заданий, забывчивость, не исполнительность – результат низкой требовательности взрослого, отсутствие контроля.
Мы работаем с детьми с повышенной возбудимостью и агрессивностью. Они требуют особого внимания. Работая с ними, необходимо до минимума сократить замечания, исключив из арсенала упреки и угрозы. Выбить их из колеи, превратить из союзников во врагов можно очень быстро, позволив себе равнодушный взгляд, мимолетную ухмылку, язвительное замечание. Простое упоминание в присутствии других об их отрицательных чертах характера, демонстрация их слов и поступков, провоцирует их на грубость, нежелание заниматься делом, восстанавливают против педагога.
То есть., создается конфликтная ситуация, которая затем должна каким-то образом разрешиться.
2. Работа в группах: Каждой группе предлагается набор конфликтных ситуаций (3 шт.). Вам необходимо проанализировав ее (6 мин), указать причины описываемых событий и определить стратегии конфликтного взаимодействия со стороны взрослого и со стороны ребенка (или группы детей). (Приложение1)
Затем представитель от каждой группы сообщает об итогах ее работы. Психолог по ходу обсуждения делает на доске записи, которые в конечном итоге складываются в общую информацию по вопросу о причинах нарушенного взаимодействия и стратегиях поведения педагогов и учащихся.
Причины нарушения взаимодействия.
1. Причины, связанные с недостаточной психолого-педагогической компетентностью педагога:
  • невнимание к особенностям группы детей
  • неумение и нежелание учитывать в работе с детьми индивидуальные особенности (неготовность осуществлять индивидуальный подход), игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов;
  • неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели;
  • завышение или противоречивость требований со стороны воспитателей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
  • отсутствие педагогической этики, бестактность или грубость со стороны педагога;
  • неверное отношение к критике;
  • недостаточный кругозор преподавателей, воспитателей;
  • неправильная стимуляция воспитанников поощрением и наказанием, использование наказаний как способа от реагирования и разрядка взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
  • собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
  • неспособность опираться в работе на неформальные объединения детей.
2. Причины, связанные с учениками (воспитанниками):
  • отсутствие мотивации и интереса к учению;
  • низкий уровень воспитанности;
  • низкий интеллект;
  • отсутствие интереса к общественной жизни группы и класса;
  • низкие эстетические потребности и отвержение общепринятых культурных ценностей;
  • слабо развитый контроль над своими эмоциями, низкий уровень эмпатии, слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
  • самоутверждающее поведение;
  • провоцирующее поведение, настроенность на борьбу;
  • неумение прогнозировать последствия своих поступков для окружающих.
Кроме указанных причин нарушенного взаимодействия, существуют причины психофизиологического и социального характера. Так, дети с физиологически обусловленной невнимательностью и повышенной активностью составляют более 1/3 учащихся младшего школьного возраста. Поведенческие проявления таких детей, создающие трудности для педагога при взаимодействии с ними сохраняются до окончания подросткового возраста.
За последние десятилетия дисциплинарные проблемы приобрели качественно иной характер. Если раньше серьезными нарушениями дисциплины считались беготня, шум, бросание бумаг, стрельба бумажками из резинок. То теперь – длительные прогулы школьных занятий, вандализм, вымогательство, бродяжничество, нападения и грабежи, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, беременность и аборты.
Какова бы ни была причина конфликта, если он назрел, он требует своего разрешения. Мы с вами только что рассмотрели одинаковые ситуации, но интерпретировали их по-разному. Потому что разные люди по-разному реагируют на конфликт.
Психолог К.Томас для поведения людей во время конфликтов предложил двумерную модель, в которой основными измерениями являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт. И напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. И в этих измерениях К.Томас выделяет 5 способов управления конфликтами.
Работа с таблицей “Выбор стратегий поведения при нарушенном взаимодействии (анализ данных таблицы)
3. Работа в группах. Давайте рассмотрим подробнее эти стратегии поведения и поговорим об их достоинствах и недостатках. Каждой группе предлагается определение и формы проявления одной из стратегий поведения. Необходимо, проанализировав материал, озвучить “плюсы” и “минусы” каждой стратегии. (Приложение 2)
Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
Те, кто выбрали стратегию соревнования, реализуют ее, если:
  • стремитесь доказать, что другой человек не прав;
  • дуетесь, пока они не передумают;
  • перекрикиваете их; применяете физическое насилие;
  • требуете безоговорочного послушания;
  • не принимаете явного отказа;
  • призываете на помощь союзников для поддержки;
  • требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с детьми и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:
  • исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
  • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не может вызвать.
Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Примеры реализации стратегии компромисса:
  • поддерживаете дружеские отношения;
  • ищите справедливого решения;
  • делите предмет желаний поровну;
  • избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
  • получаете что-то и для себя;
  • избегаете столкновения в лоб;
  • уступаете немного ради поддержания отношений.
Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это не выполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: “Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться”.
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
  • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
  • вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете добротой”, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:
  • вы делаете вид, что все в порядке;
  • продолжает...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.05.30 | Просмотров: 2506

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340