Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Деловая игра Налоговый инспектор
Автор(ы): Манукало Инна Николаевна, учитель экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В отечественных школах игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом. Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обусловлены, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности школьников. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: - цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 10-11 классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры - состязания. Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащихся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Одним из структурных компонентов игры являются игровые задачи. Учебная задача, выступающая для учащихся в замаскированном, неявном виде, способствует осуществлению непреднамеренного учения школьников. Игровая задача является одним из центральных звеньев в формировании мышления школьников. Представленная деловая игра “Налоговый инспектор” апробирована 2005-2006 учебного года на элективном курсе “Налоги и Налогообложение” в 10-х классах социально-экономического профиля. Эта игра является имитационной игрой, т.к. имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) - работник налогового органа. Игра рассчитана на два спаренных урока и проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению. Цели этого урока (игры): - обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;
- способствовать развитию логического мышления;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Задача урока через игру в контексте экономизации образования - научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий. Правила игры. Перед началом игры учащиеся (группа) делятся на 2 команды - налоговые инспекции. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели МУК). Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Москвы) прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени. 1 раунд: Мини – викторина. Цель: проверка знаний по всем темам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов. 2 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения. Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. Задание в виде теста. 3 раунд: Расчёт налогов. Цель: проверка умений производить расчеты по налогам. Задание состоит из 3 задач. Каждая команда делится на 3 подгруппы и решает свою задачу. Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ. Капитан каждой команды решает задачу по налоговому вычету по НДФЛ на имущество- приобретение недвижимости (квартиры). 4 раунд: Игра “Слова”. Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения. Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов по налоговой системе. За каждый термин 1 балл. 5 раунд: Мини - проект “Свой налог”. Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. В этом раунде учащимся было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Мышление учащихся развивается в процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственного поведения. На данном уроке была дана возможность высказаться всем учащимся: и тем, кто мыслил правильно, и тем кто ошибался, т.е учащиеся сами дошли до истины, которая надолго укрепится в их сознании. Мышление старшеклассников идет от реальности к возможности и обратно - от возможности к реальности. В мыслительной деятельности учащихся большую роль играют умозаключения по аналогии. Это просматривалось во время презентации, где учащиеся уверенно отстаивали свою точку зрения, приводили доводы, учились правильно вести спор. С помощью умозаключений по аналогии учащиеся на основании полученных знаний на уроках курса, строят различные объяснения и доказательства на данном уроке нетрадиционной формы (деловая игра) в игровой форме. Важнейшую роль в игровой модели обучения принадлежит заключительному этапу – ретроспективному обсуждению хода и результатов игры. Игра рассматривается в 2 планах – содержательном и социально-психологическом. Учащиеся вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации с реальностью, возможности использования полученного игрового опыта в других ситуациях. Но не все участники, проходя через одну и ту же процедуру, оценят её одинаково и получат одинаковый опыт. Одним из результатов рефлексии игры может быть и внесение в неё поправок, изменений После проведения игры подводятся итоги. Члены жюри объявляют игровые результаты. Участники игры - учащиеся дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет. Таким образом, используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на уроке позволяет формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач. Самая сложная для понимания в мире вещь - это система налогов. Альберт Эйнштейн ДЕЛОВАЯ ИГРА “НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР” ТДЦ: Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся. Развивающая: Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся. Воспитательная: Формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений. Тип урока: проверка знаний по курсу. Оснащение: карточки-задания, дидактические карточки. Оборудование: ТСО – калькулятор. ХОД УРОКА I. Организационный момент | (2) | II. Вступительное слово учителя о роли налоговой службы в жизни страны | (6) | Правила проведения игры. | | Сообщение целей урока. | | Игра состоит из 5 раундов. | | Каждый раунд выдержан во времени. | | Вся группа делится на 2 команды - налоговые инспекции. | | III. Представление команд и их капитанов - начальников налоговых инспекций | (4) | IV. Игра | (60) | 1-й раунд: Мини-викторина | (10) | Цель: проверка знаний по всем темам курса (вопросы прилагаются). | | 1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников. | MAX – 11 баллов | Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания. | | 2-й раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения | (8) | Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”, карточка прилагается. 1 балл за каждый верный ответ. | MAX – 15 баллов | 3-й раунд: Расчет налогов | (12) | Цель: проверка умений производить расчеты по налогам (задание прилагается). | MAX – 5 баллов | Конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ. | MAX – 5 баллов | 4-й раунд: Игра “Слова” | (15) Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения. | 1 балл за каждый профессиональный термин по налоговой системе. | | 5-й раунд: Мини-проект “Свой налог”. | (15) | Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. | MAX – 5 баллов | V. Заключительная часть | (8) | 1 РАУНД ВОПРОСЫ: 1 команда - Что такое налог? (…обязательный платеж в казну государства)
- Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет - Москва)
- Стимулирующая функция налогов? (…развитие перспективных отраслей, обеспечивающих вложения инвестиций в основной капитал)
- Этот налог перераспределяет доходы высокооплачиваемых слоев населения, посредством установления его на “предметы роскоши”? (акцизы)
- Формирование доходов государства, необходимых для реализации политических, социально-экономических задач – это функция? (фискальная)
- Что называется ценой? (… денежное выражение стоимости товара)
- Разница между выручкой и себестоимостью называется…? (прибылью)
- Основная функция налогов? (… регулировать экономику)
- Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения? (НДС)
- Налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды медицинского страхования РФ? (ЕСН)
- Перечислите меры ответственности за налоговые правонарушения? (…штрафы, пени, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности, лишение свободы до 4 лет, арест и конфискация имущества ...)
2 команда - Что такое Налоговая система РФ? (…совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмена)
- Какие налоги называются местными? (…устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет - Муравленко)
- Контрольная функция налогов? (количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах; оценивание эффективности налогового механизма и контроль за движением финансовых ресурсов)
- Что называется выручкой? (…сумма цен, полеченная от реализации продукции, работ, услуг)
- Налоги взимаются на территории округа (региона) – ЯНАО и зачисляются в окружной (региональный) бюджет – Салехард? (… региональные, окружные налоги)
- Формирование доходов и расходов, обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения – это функция? (распределительная)
- Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется? (себестоимостью)
- Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? (акцизы)
- Федеральный, прямой налог, конечным его плательщиком является физ.лицо, получившее доход? (НДФЛ)
- С какого возраста физ.лицо может быть привлечено к налоговой ответственности? (…с 16-летнего возраста)
- Перечислите основные виды налогового контроля (выездная, камеральная проверка, налоговые проверки, проверка данных учета и отчетности)
2 РАУНД Задание: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения. НДС -…; НДФЛ -…; Акцизы -…; Налоговые вычеты -…; ЕСН -… - Высокорентабельные и “социально опасные” товары, “предметы роскоши”;
- Пенсионный фонд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.05.31 | Просмотров: 2740
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|